ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
«Что есть право как таковое?», «Как оно возможно?», «К какому
типу реальности право относится?». Т.о., вопрос о специфике
правовой реальности и онтологической структуре права является
основным вопросом правовой онтологии.
Введение в область правоведения категории правовой
реальности позволяет рассматривать право не просто в качестве
надстроечного явления, а как особый мир, автономную область
человеческого бытия, имеющую собственную логику и
закономерности. Бытие права – это «бытие – долженствование»,
то, чего в привычном смысле слова нет, не реальность которого,
тем не менее, значима для человека. Основой права выступает
взаимодействие людей, которое содержит моменты
долженствования ограничивающего произвол. Формирование
правовой реальности происходит в процессе институциализации.
Основными структурными элементами правовой
реальности выступают естественное и позитивное право. Под
естественным правом понимаются идеальные первоосновы права,
совокупность объективных социальных ценностей и
потребностей человеческого бытия, а также универсальных норм
и принципов, находящихся в основе всех правовых систем
мировой цивилизации. Позитивное право включает в себя
действующую систему норм, отношений и судебных решений.
Взаимодействуя, они образуют противоречивое единство. Нормы
естественного права призваны защищать права человека, которые
обусловлены особенностями его природы. При этом они
обладают категоричностью, безусловностью. Но чтобы стать
регулирующим фактором, нормы и принципы естественного
права должны получить воплощение в нормах позитивного права.
Позитивное право представляет собой нормативно-ценностный
регулятор общественных отношений и обеспечивается силой
государственного принуждения. Это позволяет в той или иной
степени исключить из общественной жизни произвол и насилие,
способствовать поддержанию порядка.
Формы бытия права: 1) мир идей: идея права; 2) мир
знаковых форм: правовые нормы и законы; 3) мир
взаимодействий между социальными субъектами: правовая
жизнь (действия и отношения). Такое деление в целом
аналогично делению на такие формы или уровни бытия
права как правосознание, правовые нормы и
правоотношения.
Идея права представляет собой наиболее общее,
абстрактное выражение сущности права. Это правовые идеи и
принципы, которые содержат информацию о том, кто способен
быть субъектом права, представляют собой систему ценностей,
реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии
справедливости, и выступают в виде идеи долженствования,
выражающей единство прав и обязанностей.
Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию
правовых идей и принципов. Позитивное право предстает,
прежде всего, в форме закона, который представляет собой
формально-позитивные правовые нормы. Закон – это общая
норма для множества возможных случаев.
Правовая жизнь представлена действиями и
отношениями, в которых осуществляется право,
правореализация. Формой такого осуществления является
правомерное поведение. Это возможно благодаря способности
субъекта права признавать идею права и способности психически
волевого отношения субъекта к норме.
Особое место в философии права занимает проблемы
правосознания, поскольку именно оно выступает источником
правопорядка. Правосознание, являясь отражением правовой
реальности, активно, творчески корректирует и критикует
действующие законы и социальные институты, с позиций идей
справедливости. Выделяют институциональную и
неинституциональную формы бытия правосознания. Первая -
профессионально-юридическое сознание - существует в виде
официальных документов, согласуется с общеобязательной
нормой и подчиняется ей как критерию правильности. Это
теоретико-практическое, специализированное теоретическое
знание. Вторая – недокументальная, неофициальная форма
правового мышления, воли и чувств. По способу мышления
неинституциональная форма правосознания разделяется на два
вида: обыденное (эмпирические правовые знания и правовая
психология) и теоретическое правосознание (система научных
знаний о праве и правовая идеология).
«Что есть право как таковое?», «Как оно возможно?», «К какому права как правосознание, правовые нормы и типу реальности право относится?». Т.о., вопрос о специфике правоотношения. правовой реальности и онтологической структуре права является Идея права представляет собой наиболее общее, основным вопросом правовой онтологии. абстрактное выражение сущности права. Это правовые идеи и Введение в область правоведения категории правовой принципы, которые содержат информацию о том, кто способен реальности позволяет рассматривать право не просто в качестве быть субъектом права, представляют собой систему ценностей, надстроечного явления, а как особый мир, автономную область реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии человеческого бытия, имеющую собственную логику и справедливости, и выступают в виде идеи долженствования, закономерности. Бытие права – это «бытие – долженствование», выражающей единство прав и обязанностей. то, чего в привычном смысле слова нет, не реальность которого, Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию тем не менее, значима для человека. Основой права выступает правовых идей и принципов. Позитивное право предстает, взаимодействие людей, которое содержит моменты прежде всего, в форме закона, который представляет собой долженствования ограничивающего произвол. Формирование формально-позитивные правовые нормы. Закон – это общая правовой реальности происходит в процессе институциализации. норма для множества возможных случаев. Основными структурными элементами правовой Правовая жизнь представлена действиями и реальности выступают естественное и позитивное право. Под отношениями, в которых осуществляется право, естественным правом понимаются идеальные первоосновы права, правореализация. Формой такого осуществления является совокупность объективных социальных ценностей и правомерное поведение. Это возможно благодаря способности потребностей человеческого бытия, а также универсальных норм субъекта права признавать идею права и способности психически и принципов, находящихся в основе всех правовых систем волевого отношения субъекта к норме. мировой цивилизации. Позитивное право включает в себя Особое место в философии права занимает проблемы действующую систему норм, отношений и судебных решений. правосознания, поскольку именно оно выступает источником Взаимодействуя, они образуют противоречивое единство. Нормы правопорядка. Правосознание, являясь отражением правовой естественного права призваны защищать права человека, которые реальности, активно, творчески корректирует и критикует обусловлены особенностями его природы. При этом они действующие законы и социальные институты, с позиций идей обладают категоричностью, безусловностью. Но чтобы стать справедливости. Выделяют институциональную и регулирующим фактором, нормы и принципы естественного неинституциональную формы бытия правосознания. Первая - права должны получить воплощение в нормах позитивного права. профессионально-юридическое сознание - существует в виде Позитивное право представляет собой нормативно-ценностный официальных документов, согласуется с общеобязательной регулятор общественных отношений и обеспечивается силой нормой и подчиняется ей как критерию правильности. Это государственного принуждения. Это позволяет в той или иной теоретико-практическое, специализированное теоретическое степени исключить из общественной жизни произвол и насилие, знание. Вторая – недокументальная, неофициальная форма способствовать поддержанию порядка. правового мышления, воли и чувств. По способу мышления Формы бытия права: 1) мир идей: идея права; 2) мир неинституциональная форма правосознания разделяется на два знаковых форм: правовые нормы и законы; 3) мир вида: обыденное (эмпирические правовые знания и правовая взаимодействий между социальными субъектами: правовая психология) и теоретическое правосознание (система научных жизнь (действия и отношения). Такое деление в целом знаний о праве и правовая идеология). аналогично делению на такие формы или уровни бытия
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- …
- следующая ›
- последняя »