ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
4. Преступление и наказание в праве: ретрибутивизм и
консеквенциализм.
Основные понятия
Антропология – философское учение о человеке.
Права человека - субъективные права, которые
принадлежат человеку как таковому и на обладание которыми
может претендовать каждый человек вне зависимости от
обстоятельств.
Личность – человек как субъект отношений и
сознательной деятельности; устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Юридическая обязанность – вид и мера должного
поведения
Социализация – процесс усвоения социальных норм,
ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому
человек становится полноправным членом общества.
Ретрибутивизм – позиция, согласно которой наказание
оправдано исключительно как возмездие преступнику за его
злодеяние.
Консеквенциализм – моральная теория, согласно которой
ценность поступка определяется ценностью его результатов.
Краткое содержание
Правовая антропология - это учение о праве как способе
человеческого бытия. Одной из ее центральных проблем является
выявление антропологических предпосылок правовой теории.
Обращение к сущности человека позволяет обосновать идею
права, критерий справедливости, т.е. решить основной вопрос
философии права. С одной стороны, без права человек не может
существовать, с другой, в структуре человеческого бытия можно
выделить такие моменты, которые порождают правовые
отношения (право). Так, от других живых существ человека
отличает такой способ действия как «долженствование». Отсюда
мораль и право как наиболее развитые нормативно-ценностные
системы оказываются характеристиками бытия человека.
Антропологическими основаниями права служат открытость
человека миру, его универсальная способность к свободным
действиям. Именно свобода делает право и возможным, и
необходимым.
Важнейшей проблемой правовой антропологии также
является обоснование идеи прав человека. Права человека
очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому
человеку условия его самореализации, т.е. пространство его
личностной автономии. Они служат необходимыми условиями
человеческого существования и коммуникации, выступают в
качестве критериев легитимации правопорядка, политико-
правовых институтов, законов. Философско-антропологическое
обоснование идеи прав человека предполагает выяснение истоков
этих прав. Гуманизм провозглашает безусловную значимость
врожденных, священных и неотъемлемых прав человека.
Современная философско-правовая мысль идет дальше и
рассматривает их в сущностном аспекте – как условия
собственно человеческого действия. Отправной точкой стал тезис
о том, что фундаментальным стремлением любого человека
является стремление сберечь свое Я, свою идентичность. В
качестве минимального условия осуществления этого интереса
выступает требование отказа от насилия. Реализация этого
требования является минимальным условием, делающим
человека человеком, что означает требование признания права
другого.
Человека делает правовым существо то, что он по своей
сущности обладает способностью, которая делает возможным
право. Речь идет о способности быть автономным субъектом,
который признает таким же субъектом любого другого. Выдвигая
определенные требования, нормы и правила, право
ориентируется на образ человека как личности. Это личность,
которая активно пользуется своими правами, обладает
правосознанием и правовой культурой, проявляет свою
свободную волю, сознательно выступает за соблюдение
принципов правового государства.
Реализация и воспроизводство правовой личности
составляет задачу политико-правовых институтов. Формирование
правового человека есть процесс воспитания правовых качеств и
приобретения правовых знаний, навыков, умений. Этот процесс
происходит под влиянием двух групп факторов: социальных и
4. Преступление и наказание в праве: ретрибутивизм и действиям. Именно свобода делает право и возможным, и консеквенциализм. необходимым. Важнейшей проблемой правовой антропологии также Основные понятия является обоснование идеи прав человека. Права человека Антропология – философское учение о человеке. очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому Права человека - субъективные права, которые человеку условия его самореализации, т.е. пространство его принадлежат человеку как таковому и на обладание которыми личностной автономии. Они служат необходимыми условиями может претендовать каждый человек вне зависимости от человеческого существования и коммуникации, выступают в обстоятельств. качестве критериев легитимации правопорядка, политико- Личность – человек как субъект отношений и правовых институтов, законов. Философско-антропологическое сознательной деятельности; устойчивая система социально обоснование идеи прав человека предполагает выяснение истоков значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. этих прав. Гуманизм провозглашает безусловную значимость Юридическая обязанность – вид и мера должного врожденных, священных и неотъемлемых прав человека. поведения Современная философско-правовая мысль идет дальше и Социализация – процесс усвоения социальных норм, рассматривает их в сущностном аспекте – как условия ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому собственно человеческого действия. Отправной точкой стал тезис человек становится полноправным членом общества. о том, что фундаментальным стремлением любого человека Ретрибутивизм – позиция, согласно которой наказание является стремление сберечь свое Я, свою идентичность. В оправдано исключительно как возмездие преступнику за его качестве минимального условия осуществления этого интереса злодеяние. выступает требование отказа от насилия. Реализация этого Консеквенциализм – моральная теория, согласно которой требования является минимальным условием, делающим ценность поступка определяется ценностью его результатов. человека человеком, что означает требование признания права другого. Краткое содержание Человека делает правовым существо то, что он по своей Правовая антропология - это учение о праве как способе сущности обладает способностью, которая делает возможным человеческого бытия. Одной из ее центральных проблем является право. Речь идет о способности быть автономным субъектом, выявление антропологических предпосылок правовой теории. который признает таким же субъектом любого другого. Выдвигая Обращение к сущности человека позволяет обосновать идею определенные требования, нормы и правила, право права, критерий справедливости, т.е. решить основной вопрос ориентируется на образ человека как личности. Это личность, философии права. С одной стороны, без права человек не может которая активно пользуется своими правами, обладает существовать, с другой, в структуре человеческого бытия можно правосознанием и правовой культурой, проявляет свою выделить такие моменты, которые порождают правовые свободную волю, сознательно выступает за соблюдение отношения (право). Так, от других живых существ человека принципов правового государства. отличает такой способ действия как «долженствование». Отсюда Реализация и воспроизводство правовой личности мораль и право как наиболее развитые нормативно-ценностные составляет задачу политико-правовых институтов. Формирование системы оказываются характеристиками бытия человека. правового человека есть процесс воспитания правовых качеств и Антропологическими основаниями права служат открытость приобретения правовых знаний, навыков, умений. Этот процесс человека миру, его универсальная способность к свободным происходит под влиянием двух групп факторов: социальных и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »