Отечественная история. Хандорин В.Г. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3) субъективистская (идеалисты), напротив, считает роль лично-
сти лидера (главы государства, вождя партии) определяющей в истори-
ческом процессе. Нельзя отрицать, что гениальное предвидение лидера
или, наоборот, его политические промахи способны влиять на события,
а в критические, переломные моменты исторического развития играть
роковую роль. Но придавать им решающее значение означает отри-
цать вообще какие-либо объективные факторы развития и рассматри-
вать историю как цепь роковых случайностей. Именно так поступают
люди, объясняющие русскую революцию исключительно слабостью и
бездарностью Николая II, а крах советской системы и распад СССР
одним лишь «предательством» Горбачева.
В заключение вводной лекции уместно выделить некоторые наи-
более важные, «магистральные» особенности российской истории,
прежде чем более подробно осветить и обосновать их в следующих лек-
циях:
1. Замедленное, по сравнению с Западной Европой, экономиче-
ское развитие, как следствие сложных географических и климатических
условий.
2. Многонациональный характер государства с прилегающими ко-
лониями, и как одно из последствий этого демократизм националь-
но-государственного устройства (в отличие от общеполитического
устройства).
3. Переплетение европейского и азиатского типов развития, в ко-
тором определяющую роль сыграли три фактора:
1) географическое положение на перекрестке Европы и Азии, и
как следствие многообразие этнических и культурных контактов в
процессе формирования русского этноса;
2) крещение Руси по византийскому (православному) обряду,
отдалившее ее культурно-исторический тип от стран Запада на многие
века;
3) монголо-татарское иго, наложившее сильный отпечаток на по-
следующее развитие государства.
4. Деспотический (авторитарный) и сильно централизованный, по
сравнению с Европой, характер государственной власти. Здесь решаю-
щую роль сыграли четыре обстоятельства:
1) национальный характер Русской церкви со времен ее разрыва с
Византией в XV в., после чего она попала в полную зависимость от го-
сударства и не могла сдерживать его «аппетиты» – в отличие от римско-
католической церкви на Западе, благодаря ее всемирной организации,
оказывавшей духовное влияние на людей независимо от государства;
16