ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
– торжество бесклассового коммунизма с уничтожением любой частной
собственности;
4) концепция «вызова – ответа» А. Тойнби, во избежание любых
схем считающая (подобно 3-му закону Ньютона в физике) особенности
и динамику исторических процессов пропорциональными вызвавшим их
обстоятельствам.
2. По определяющим факторам исторического развития:
1) все та же теологическая, исходящая из постулата о воле Бога
как о единственном решающем факторе истории;
2) экономико-формационная (марксисты и технократы), считает
главным фактором развития экономические, материальные условия
жизни и потребности людей. Различие в том, чему они отдают приори-
тет – научно-техническому прогрессу или развитию форм собственно-
сти. При этом Маркс по-своему использовал диалектику Гегеля, интер-
претируя ее 1-й закон (единство и борьба противоположностей) как
борьбу общественных классов в качестве движущей силы истории, а 2-й
закон (переход количества в качество) – как революции в роли такого
перехода («локомотивы истории»);
3) культурно-историческая, в противоположность предыдущей,
видит главный фактор истории в культурно-историческом типе наций и
государств, связанном с особенностями их формирования, националь-
ным менталитетом и религией;
4) геополитическая, сходясь с ней в признании особенностей,
отдает приоритет географическим условиям развития, включая климат,
почву, влияние соседних народов, близость к морям и т. п.;
5) биополитическая, объясняющая различия в истории народов
главным образом их биологическими, этническими и расовыми особен-
ностями. Поскольку в своем обращении к биологии эта концепция при-
ходит к делению наций и рас (подобно организмам животного мира) на
«высшие и низшие», ее широко использовали для обоснования своих
далеко идущих амбиций всевозможные расисты, шовинисты и фаши-
сты, среди которых Гитлер, – лишь наиболее яркий пример.
3. По оценке роли личности в истории:
1) теологическая – исходит из того, что как личность, так и обще-
ство – лишь песчинки в руках всесильного Бога;
2) объективистская (материалисты) сводит роль личности, даже
самой выдающейся, к минимуму по сравнению с объективными услови-
ями и обществом в целом. Однако те же марксисты, в теории пропове-
довавшие этот взгляд, на практике противоречили сами себе, создав
догматический, поистине божеский культ личности собственных идео-
логов и вождей – Маркса и Энгельса, Ленина, Сталина и др.;
15
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »