Отечественная история. Хандорин В.Г. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людь-
ми), отсюда народные восстания (Стрелецкий бунт, Астраханское
восстание, восстание Булавина на Дону).
3. Государственное управление:
модернизация всех звеньев и уровней государственного аппа-
рата на профессиональной основе центрального (вместо наследствен-
ной Боярской думы с 1711 г. Сенат, комплектовавшийся по назначе-
нию из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо
громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. упорядоченная си-
стема коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708
г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами);
– учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением за-
конов (с 1722 г.);
закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой систе-
мой гражданских, военных, морских и придворных чинов Табелью о
рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к
получению дворянства по выслуге чинов;
окончательное утверждение самодержавия (без Земских собо-
ров, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитар-
ным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государ-
ства (как низших сословий, так и высших);
разграничение понятий государя и государства как Отечества,
наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича
Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после
которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назна-
чением наследника по личному выбору царя.
4. Церковь:
подчинение церкви государству с упразднением патриаршества
(1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гра-
жданским чиновником обер-прокурором 1721 г.), и как результат
окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретно-
му указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди
в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебре-
жение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен
церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по
понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застоль-
ных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении
числа монастырей и монахов).
5. Культура и просвещение:
поворот от тупикового лозунга «Москва Третий Рим» к курсу
«учиться у Европы» с прагматическим содержанием противополож-
43