Отечественная история. Хандорин В.Г. - 57 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

В это же время (решающий период 40-е годы XIX в.) формиру-
ются два магистральных направления русской общественно-поли-
тической мысли, дожившие в других формах до наших дней:
1. Западники (идеологи К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) либера-
лы, бравшие за образец для России Запад как в социально-экономиче-
ском отношении, так и в политике, и считавшие необходимым ускоре-
ние ее развития по западному пути.
2. Славянофилы (идеологи А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, бра-
тья И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские) либералы патриотиче-
ской окраски, утверждавшие самобытный путь России к освобождению
через православный соборный уклад жизни, традиции общины и Зем-
ских соборов, сочетание демократических свобод с авторитарной вла-
стью («сила власти – царю, сила мнения – народу»).
Спор славянофилов и западников продолжается до сих пор. По-
следователями западников были в годы революции кадеты, в период
разложения социализма большинство интеллигентов-диссидентов,
типа А.Д. Сахарова, в современную эпоху Союз правых сил и «Ябло-
ко». Духовными наследниками славянофилов можно назвать в револю-
ционное время октябристов, в позднейшие времена А.И. Солженицы-
на и других патриотически настроенных диссидентов-антисоветчиков.
По сути, это спор между двумя подходами к истории формацион-
ным (западники) и цивилизационным (славянофилы).
И те и другие предпочитали революционным потрясениям мир-
ный путь реформ, что стало отличительной чертой всех либералов,
вплоть до нашего времени.
Особняком стояло зарождавшееся революционно-социалистиче-
ское направление (первые идеологи В.Г. Белинский, А.И. Герцен),
основанное на отрицании крупной или даже любой частной соб-
ственности. Возникновению его во многом способствовало распростра-
нение социалистических идей на Западе в результате разочарования в
итогах буржуазных революций. Однако в России того времени оно при-
обрело специфическую национальную окраску в надежде на то, что
главным революционным классом в ней станет крестьянство, а якобы
«чуждого» ее традициям капитализма удастся избежать.
5.3. Идеология, внутренняя и внешняя политика Николая I (1825–
1855). Николаевский режим как высшая форма военно-полицейско-
бюрократического сословно-самодержавного государства
30-летнее царствование (1825–1855) брата Александра I, импера-
тора Николая Павловича, или Николая I, явилось апофеозом самодер-
57