Экологическая этика. Ильиных И.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
приобретают в истории культуры смысловые различия. В частности,
сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под Э. по
преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее
предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение до
настоящего времени не закрепилось. Так, напр., в русском языке нет
устойчивых словосочетаний, где слова "этика", "мораль", "нравственность" не
были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство
языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например,
"мораль сей басни такова", "нравственные принципы", "этика учителя").
Непосредственное выделение этики как особого аспекта философии в
европейском культурном регионе связано с открытием софистов, согласно
которому установления культуры существенно отличаются от законов
природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и
разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та
же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема
сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их
обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо
было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и
по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак
равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Его
ученик Платон пошел дальше: для того, чтобы придать новую легитимность
нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и
руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-
мудрецам.
По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками было
ошибкой. Целью Э. являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом
самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым Э. как практическая
философия была отделена от теоретической философии (метафизики).
Исходным пунктом Э. являются не принципы, а опыт общественной жизни, в
ней поэтому нельзя достичь той степени точности, которая свойственна,
например, математике; истина в ней устанавливается "приблизительно и в
общих чертах".
Зенон из Кития и Эпикур разделяли философию на логику, физику и
этику, следуя в этом традиции, восходящей к Академии Платона. Некоторые
среди древних сводили философию к двум или к одной части (так, стоик
Аристон отождествлял ее с одной Э.). Однако своеобразию философского
знания соответствует трехчастное деление, которое в известном смысле вслед
за Кантом можно считать исчерпывающим. Секст Эмпирик приводит три
аналогии, которые образно представляли строение философии. Одни
сравнивали ее с садом, в котором растущие растения физика, плоды Э.,
крепкая ограда логика. Другие считали, что философия похожа на яйцо, где
желток (или зародыш) Э., белок физика, скорлупа логика. Каждая из
частей (или аспектов) философии могла занимать первое место, быть
основополагающей. Однако превалирующей в послеаристотелевской
философии стала т.з., согласно которой в этой взаимосвязанной триаде
приобретают в истории культуры смысловые различия. В частности,
сложившаяся учебно-академическая традиция понимает под Э. по
преимуществу область знания, а под моралью (или нравственностью) ее
предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение до
настоящего времени не закрепилось. Так, напр., в русском языке нет
устойчивых словосочетаний, где слова "этика", "мораль", "нравственность" не
были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство
языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например,
"мораль сей басни такова", "нравственные принципы", "этика учителя").
      Непосредственное выделение этики как особого аспекта философии в
европейском культурном регионе связано с открытием софистов, согласно
которому установления культуры существенно отличаются от законов
природы. Софисты обнаружили, что законы, обычаи, нравы людей изменчивы и
разнообразны. В отличие от необходимости природы, которая везде одна и та
же, они являются случайными и произвольными. Встала проблема
сопоставления различных законов, нравов, выбора между ними, такого их
обоснования, которое стало бы вместе с тем и их оправданием. Необходимо
было показать, что общественные нравы не только по традиции считаются, но и
по существу могут быть прекрасными и справедливыми. Сократ поставил знак
равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Его
ученик Платон пошел дальше: для того, чтобы придать новую легитимность
нравам и институтам полиса, необходимо познать идею блага и
руководствоваться этим знанием, доверив управление обществом философам-
мудрецам.
      По мнению Аристотеля, отождествление добродетели с науками было
ошибкой. Целью Э. являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом
самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым Э. как практическая
философия была отделена от теоретической философии (метафизики).
Исходным пунктом Э. являются не принципы, а опыт общественной жизни, в
ней поэтому нельзя достичь той степени точности, которая свойственна,
например, математике; истина в ней устанавливается "приблизительно и в
общих чертах".
      Зенон из Кития и Эпикур разделяли философию на логику, физику и
этику, следуя в этом традиции, восходящей к Академии Платона. Некоторые
среди древних сводили философию к двум или к одной части (так, стоик
Аристон отождествлял ее с одной Э.). Однако своеобразию философского
знания соответствует трехчастное деление, которое в известном смысле вслед
за Кантом можно считать исчерпывающим. Секст Эмпирик приводит три
аналогии, которые образно представляли строение философии. Одни
сравнивали ее с садом, в котором растущие растения – физика, плоды – Э.,
крепкая ограда – логика. Другие считали, что философия похожа на яйцо, где
желток (или зародыш) – Э., белок – физика, скорлупа – логика. Каждая из
частей (или аспектов) философии могла занимать первое место, быть
основополагающей. Однако превалирующей в послеаристотелевской
философии стала т.з., согласно которой в этой взаимосвязанной триаде

                                                                        12