ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
14
отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль
первой дисциплины. Первой остается теология. Один Бог есть высшее благо. И
отношением к нему (правильным, когда он признается и почитается в качестве
высшего блага, неправильным, когда нет безусловного уважения к нему) в
конечном счете определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и
злые дела человека. То, что исходит от Бога, не может быть грехом, даже если
это будет казаться таковым по человеческим меркам. Христианская мысль
средневековья исходит из убеждения, что Э. или мораль не содержит свои
основания в себе, только в соотнесенности с теологией она может очерчивать
границы между хорошим и плохим. Такая установка была превалирующей в
средневековье и специфичной для него, но не единственной. И в эту эпоху была
представлена интеллектуальная традиция, рассматривавшая этику как
исчерпывающее основание человеческой эмансипации (типичный пример:
пелагиане). Как самостоятельная учебная дисциплина в рамках средневекового
свода знаний Э. вычленяется в аристотелевской версии, а после перевода в
XIII в. на латинский язык "Никомаховой этики" последняя становится
основным университетским учебником. Э. является обозначением как всей
практической философии, так и первой составной части последней (наряду с
экономикой и политикой). Разрабатывается систематика добродетелей, где
десять аристотелевских добродетелей берутся в сочетании с четырьмя
основными добродетелями Сократа-Платона и все это в иерархии,
завершающейся христианскими добродетелями веры, надежды, любви.
Основным автором, разработавшим этическую систематику позднего
средневековья, является Фома Аквинский, написавший специальный труд:
"Комментарии к Никомаховой этике". Основой упорядочения философского
знания, как считает Фома, является категория порядка. Порядок вещей
рассматривает натурфилософия или метафизика, порядок собственных понятий
разума – рациональная философия, порядок волевых действий – моральная
философия, порядок созданных человеческой разумной деятельностью
предметов – механика. В моральную философию включаются только волевые и
разумные действия, организованные единством целей. Она подразделяется на
монастику (от monas – единица), рассматривающую действия отдельного
человека самого по себе, экономику и политику. Единство этих частей
обеспечивается их нацеленностью на единое высшее благо и причастностью к
нему. Рассмотрение высшего человеческого блага и путей к нему, освещение
божественных заповедей светом разума, – такова задача философской Э. Как
бы ни оценивать основную установку средневеково-христианской Э., согласно
которой разум становится моральным только в качестве верующего разума, а Э.
достигает завершенности только в соподчинении теологии, следует признать
основательность ее основного аргумента о том, что рациональная, философская
этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий
морали.
Э. Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных
сущностей и апеллирует к человеческой эмпирии, стремясь понять, каким
образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же
отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины. Первой остается теология. Один Бог есть высшее благо. И отношением к нему (правильным, когда он признается и почитается в качестве высшего блага, неправильным, когда нет безусловного уважения к нему) в конечном счете определяются нравы, добродетели и пороки души, добрые и злые дела человека. То, что исходит от Бога, не может быть грехом, даже если это будет казаться таковым по человеческим меркам. Христианская мысль средневековья исходит из убеждения, что Э. или мораль не содержит свои основания в себе, только в соотнесенности с теологией она может очерчивать границы между хорошим и плохим. Такая установка была превалирующей в средневековье и специфичной для него, но не единственной. И в эту эпоху была представлена интеллектуальная традиция, рассматривавшая этику как исчерпывающее основание человеческой эмансипации (типичный пример: пелагиане). Как самостоятельная учебная дисциплина в рамках средневекового свода знаний Э. вычленяется в аристотелевской версии, а после перевода в XIII в. на латинский язык "Никомаховой этики" последняя становится основным университетским учебником. Э. является обозначением как всей практической философии, так и первой составной части последней (наряду с экономикой и политикой). Разрабатывается систематика добродетелей, где десять аристотелевских добродетелей берутся в сочетании с четырьмя основными добродетелями Сократа-Платона и все это в иерархии, завершающейся христианскими добродетелями веры, надежды, любви. Основным автором, разработавшим этическую систематику позднего средневековья, является Фома Аквинский, написавший специальный труд: "Комментарии к Никомаховой этике". Основой упорядочения философского знания, как считает Фома, является категория порядка. Порядок вещей рассматривает натурфилософия или метафизика, порядок собственных понятий разума – рациональная философия, порядок волевых действий – моральная философия, порядок созданных человеческой разумной деятельностью предметов – механика. В моральную философию включаются только волевые и разумные действия, организованные единством целей. Она подразделяется на монастику (от monas – единица), рассматривающую действия отдельного человека самого по себе, экономику и политику. Единство этих частей обеспечивается их нацеленностью на единое высшее благо и причастностью к нему. Рассмотрение высшего человеческого блага и путей к нему, освещение божественных заповедей светом разума, – такова задача философской Э. Как бы ни оценивать основную установку средневеково-христианской Э., согласно которой разум становится моральным только в качестве верующего разума, а Э. достигает завершенности только в соподчинении теологии, следует признать основательность ее основного аргумента о том, что рациональная, философская этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий морали. Э. Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к человеческой эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же 14
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- …
- следующая ›
- последняя »