Экологическая этика. Ильиных И.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Основной из них гласит, что следует искать мира и следовать ему, отсюда
вытекает следующий, что человек "должен довольствоваться такой степенью
свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению
к себе" (Левиафан, гл. XIV). Законы, лежащие в основе общества и государства,
и составляют четкие критерии, позволяющие отделить добродетели от пороков,
справедливость от несправедливости. Основное правило нравственности,
названное впоследствии золотым правилом, общедоступное резюме
многочисленных естественных законов. По Гоббсу не может быть науки о
морали вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она, как и
государство вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим
мерилом добра и зла являются законы данного государства, а нравственным
судьейего законодатель. Спиноза также стремится идти в Э. "геометрическим
путем" и исследовать человеческие действия "точно так же, как если бы вопрос
шел о линиях, поверхностях и телах". В его моральном учении нет
долженствований, наставлений и утешений, в ней одни определения,
постулаты, теоремы. Он создает Э. личности, совпадающей в своем могуществе
с самим миром. Предмет и задача Э. – свобода человека, понимаемая как
освобождение из-под власти аффектов, пассивно-страдательных состояний и
способность быть причиной самого себя. Это достигается через познание,
составляющее сущность и могущество человеческой души. Состояние души
(душевное удовлетворение), возникающее вследствие созерцательного
(интуитивного) познания Бога или природы, т.е. интеллектуальная любовь к
Богу, и есть блаженство. Только познание в его высших формах может быть
соразмерно могуществу бесконечного существа (Бога, природы), это же
является условием согласия и союза людей. "Блаженство есть не награда за
добродетель, но сама добродетель" (Этика, V, 42). Спиноза порывает с
традицией, которая непосредственно связывала Э. с общественным бытием
человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как
государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и
добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной
жизни). Его Э. находится в органическом единстве с онтологией и
гносеологией она выводится из онтологии и гносеологии в такой же мере, в
какой и является их оправданием, и в то же время она независима от логики,
социальных наук, медицины и, что следует особо следует отметить,
политической теории.
Односторонности надындивидуальной Э. общественного договора и Э.
личности отражают свойственное буржуазной эпохе, трагически переживаемое
ею противоречие между социально-всеобщими и индивидуально-личностными
измерениями бытия человека. Поиски синтеза между ними характерная черта
Э. XVIII в.
Одним из опытов такого синтеза явился сентиментализм этический. По
мнению Хатчесона, добродетель заложена в человека природой и Богом. Ее
основа моральное чувство как внутреннее сознание и склонность ко
всеобщему благу; оно действует непосредственно, без оглядки на собственный
интерес; сопровождая наши поступки, оно направляет их к достойному и
Основной из них гласит, что следует искать мира и следовать ему, отсюда
вытекает следующий, что человек "должен довольствоваться такой степенью
свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению
к себе" (Левиафан, гл. XIV). Законы, лежащие в основе общества и государства,
и составляют четкие критерии, позволяющие отделить добродетели от пороков,
справедливость от несправедливости. Основное правило нравственности,
названное впоследствии золотым правилом, – общедоступное резюме
многочисленных естественных законов. По Гоббсу не может быть науки о
морали вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она, как и
государство вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим
мерилом добра и зла являются законы данного государства, а нравственным
судьей – его законодатель. Спиноза также стремится идти в Э. "геометрическим
путем" и исследовать человеческие действия "точно так же, как если бы вопрос
шел о линиях, поверхностях и телах". В его моральном учении нет
долженствований, наставлений и утешений, в ней одни определения,
постулаты, теоремы. Он создает Э. личности, совпадающей в своем могуществе
с самим миром. Предмет и задача Э. – свобода человека, понимаемая как
освобождение из-под власти аффектов, пассивно-страдательных состояний и
способность быть причиной самого себя. Это достигается через познание,
составляющее сущность и могущество человеческой души. Состояние души
(душевное удовлетворение), возникающее вследствие созерцательного
(интуитивного) познания Бога или природы, т.е. интеллектуальная любовь к
Богу, и есть блаженство. Только познание в его высших формах может быть
соразмерно могуществу бесконечного существа (Бога, природы), это же
является условием согласия и союза людей. "Блаженство есть не награда за
добродетель, но сама добродетель" (Этика, V, 42). Спиноза порывает с
традицией, которая непосредственно связывала Э. с общественным бытием
человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как
государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и
добродетелью является не политика, а познание (без познания – нет разумной
жизни). Его Э. находится в органическом единстве с онтологией и
гносеологией – она выводится из онтологии и гносеологии в такой же мере, в
какой и является их оправданием, и в то же время она независима от логики,
социальных наук, медицины и, что следует особо следует отметить,
политической теории.
      Односторонности надындивидуальной Э. общественного договора и Э.
личности отражают свойственное буржуазной эпохе, трагически переживаемое
ею противоречие между социально-всеобщими и индивидуально-личностными
измерениями бытия человека. Поиски синтеза между ними – характерная черта
Э. XVIII в.
      Одним из опытов такого синтеза явился сентиментализм этический. По
мнению Хатчесона, добродетель заложена в человека природой и Богом. Ее
основа – моральное чувство как внутреннее сознание и склонность ко
всеобщему благу; оно действует непосредственно, без оглядки на собственный
интерес; сопровождая наши поступки, оно направляет их к достойному и

                                                                         16