Экологическая этика. Ильиных И.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
время общеобязательной, социально организующей силой. В отличие от
средневековой ориентации на платоновско-аристотелевский круг идей она
начинает с преимущественной апелляции к стоицизму, эпикуреизму и
скептицизму. В методологическом плане она претендует на то, чтобы стать
математически строгой наукой. Родоначальники философии Нового времени
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали этических систем и специальных
произведений по Э., ограничившись общими эскизами, но они
методологически, а в значительной мере и содержательно предопределили ее
дальнейшее развитие. По Бэкону цель Э. как и всякой науки "не в
приукрашивании вещей, в выявлении в них полезного и истинного". Он
подразделяет ее на два ученияоб идеале (или образе блага) и об управлении и
воспитании души. Вторая часть, которую он называет "Георгиками души",
является самой великой, хотя ей философы уделяли внимание меньше всего. Э.
часть философии человека, изучающая человеческую волю; признавая, что
она имеет дело только с осуществимыми целями, признаком такой
осуществимости Бэкон считает способность создания адекватной практически
действенной технологии воспитания. Декарт уподоблял философию дереву,
корни которого метафизика, ствол физика, а ветви практические науки,
сводящиеся к медицине, механике и Э. Как плоды собирают не с корней и не со
ствола, а с ветвей, так и полезность философии связана с Э., которая является
"высочайшей и совершеннейшей наукой". Э. венчает философию и ее
незыблемо-истинные правила не могут быть найдены раньше, чем будет
достигнуто полное знание других наук. А пока этого не сделано, Декарт
ограничивается несовершенной Э. и предлагает временные правила морали (см.
Рассуждение о методе, III; ср. "Страсти души"), первое из которые обязывает
жить в соответствии с законами и обычаями своей страны, а третье
стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу. Гоббс также видит недостаток
всей прежней моральной философии в том, что она была лишена ясного метода,
твердых и точных принципов, красноречие и остроумие в ней довлели над
истиной. Он считает, что Э. должна следовать за геометрией и физикой,
основываться на них (О теле. II, VI). Эти методологические установки у Гоббса
сочетаются с содержательными выводами, которые из них не вытекают, хотя
сами по себе они очень важны и открывают принципиально новую
исследовательскую перспективу Э. Гоббс оспаривает представление о человеке
как общественном (политическом) животном, из которого явно или неявно
исходила предшествующая ему Э. Человек изначально эгоистичен, нацелен на
собственную выгоду. Естественным состоянием людей, под которым следует
понимать не только догосударственное прошлое, но и природную ипостась
человека вообще, в том числе и в гражданском состоянии, является война всех
против всех, и здесь не имеют места понятия о правильном и неправильном,
справедливом и несправедливом. Естественное состояние делает невозможным
сохранение жизни в течение продолжительного времени, что противоречит
первоначальным импульсам, порождающим это состояние. К выходу из него
толкают отчасти страсти (прежде всего, страх смерти), а отчасти разум,
открывающий естественные законы, позволяющие людям придти к согласию.
время общеобязательной, социально организующей силой. В отличие от
средневековой ориентации на платоновско-аристотелевский круг идей она
начинает с преимущественной апелляции к стоицизму, эпикуреизму и
скептицизму. В методологическом плане она претендует на то, чтобы стать
математически строгой наукой. Родоначальники философии Нового времени
Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали этических систем и специальных
произведений по Э., ограничившись общими эскизами, но они
методологически, а в значительной мере и содержательно предопределили ее
дальнейшее развитие. По Бэкону цель Э. как и всякой науки "не в
приукрашивании вещей, в выявлении в них полезного и истинного". Он
подразделяет ее на два учения – об идеале (или образе блага) и об управлении и
воспитании души. Вторая часть, которую он называет "Георгиками души",
является самой великой, хотя ей философы уделяли внимание меньше всего. Э.
– часть философии человека, изучающая человеческую волю; признавая, что
она имеет дело только с осуществимыми целями, признаком такой
осуществимости Бэкон считает способность создания адекватной практически
действенной технологии воспитания. Декарт уподоблял философию дереву,
корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – практические науки,
сводящиеся к медицине, механике и Э. Как плоды собирают не с корней и не со
ствола, а с ветвей, так и полезность философии связана с Э., которая является
"высочайшей и совершеннейшей наукой". Э. венчает философию и ее
незыблемо-истинные правила не могут быть найдены раньше, чем будет
достигнуто полное знание других наук. А пока этого не сделано, Декарт
ограничивается несовершенной Э. и предлагает временные правила морали (см.
Рассуждение о методе, III; ср. "Страсти души"), первое из которые обязывает
жить в соответствии с законами и обычаями своей страны, а третье –
стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу. Гоббс также видит недостаток
всей прежней моральной философии в том, что она была лишена ясного метода,
твердых и точных принципов, красноречие и остроумие в ней довлели над
истиной. Он считает, что Э. должна следовать за геометрией и физикой,
основываться на них (О теле. II, VI). Эти методологические установки у Гоббса
сочетаются с содержательными выводами, которые из них не вытекают, хотя
сами по себе они очень важны и открывают принципиально новую
исследовательскую перспективу Э. Гоббс оспаривает представление о человеке
как общественном (политическом) животном, из которого явно или неявно
исходила предшествующая ему Э. Человек изначально эгоистичен, нацелен на
собственную выгоду. Естественным состоянием людей, под которым следует
понимать не только догосударственное прошлое, но и природную ипостась
человека вообще, в том числе и в гражданском состоянии, является война всех
против всех, и здесь не имеют места понятия о правильном и неправильном,
справедливом и несправедливом. Естественное состояние делает невозможным
сохранение жизни в течение продолжительного времени, что противоречит
первоначальным импульсам, порождающим это состояние. К выходу из него
толкают отчасти страсти (прежде всего, страх смерти), а отчасти разум,
открывающий естественные законы, позволяющие людям придти к согласию.

                                                                          15