Экологическая этика. Ильиных И.А. - 382 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

382
вселенной Эта субстанция является основой всего существующего в мире и
даже всего того, что еще не существует. Космоцентрическое мировоззрение
первое место отводит идее равенства и единства всего, что существует во
Вселенной и человек имеет такую же ценность как растение или простой
камень у дороги. Все, что существует ни лучше и ни хуже человека, ни выше и
ни ниже… «Если в листке, комке глины, камне, металле жизнь и ум неактивны,
то не потому, что их нет, а потому что они еще не выдвинуты на передний
план, еще не организованы для действия» – говорится в священной книге
Упанишады (Шри Ауробиндо, 1997).
Взгляд на мир с таких позиций можно найти как в восточной, так и в
западной философской мысли. Так, например, древнегреческий философ
Анаксимандр полагал, что первоначалом, тем, что лежит в основе всего
сущего, является апейрон некое бесконечное, безграничное и
неисчерпаемое материальное образование. Мир, согласно мировоззрению
Гераклита Эфесского, характеризуется внутренним единством. Его
первоначальной основой, сущностью является логос, который есть мудрое
само по себе и одновременно огонь. Космос не создан ни богом, ни
человеком, он «был, есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся и мерами потухающим» (Материалисты Древней Греции,
1955; Лукреций, 1947). Как бы ни понимать логос с философской и
естественнонаучной точек зрения, бесспорно то, что он представляет
собой единую и единственную основу Вселенной, принцип, закон,
объясняющий многообразие мира. Логос придает действительности
соразмерность, разумный смысл, логос является одновременно критерием
оценки и высшим. Но человек в своем развитии отделяется от единого и
потом сам страдает от этого (Гусейнов, Иррлитц, 1987) .
На востоке древние знания о единстве и целостности мира лучше
сохранились, потому что являлись основанием для личного развития человека и
развития целых цивилизаций, поэтому космоцентрическое мировоззрение
больше вдохновляется восточной мудростью. Традиционную индийско-
буддийскую модель мира можно представить чистым кругом, нулем-шуньей:
белое и есть черное, и есть сансара, сансара и есть нирвана все
недвойственно (япон. — фуни). «Это есть то» или «ты есть то» говорится в
Упанишадах. Небо в тебе и нужно лишь очнуться, очистив сознание, и
достигнешь состояния Будды. Согласно буддийско-даосско-конфуцианскому
взгляду на мироустройство в центре стоит закон Бытия Дао и развитие
всего осуществляется за счет естественного движения вездесущей энергии ци,
ее самоочищения, то есть взгляд обращен к энергетическому состоянию мира,
где постоянно взаимодействуют светлое, динамичное ян и темное, пассивное
инь. Взаимодействуют на всех уровнях, от клетки до галактики. Эта модель
предусматривает движение по восходящей, смену фаз преобладающего типа
энергии. Как сказано в древнем комментарии к Ицзину Книге Перемен»),
«одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому, идут к Добру». Притом это не то
добро, которое противостоит злу, а Добро абсолютное, всеобщее, совершенное
Бытие (Григорьева).
вселенной… Эта субстанция является основой всего существующего в мире и
даже всего того, что еще не существует. Космоцентрическое мировоззрение
первое место отводит идее равенства и единства всего, что существует во
Вселенной и человек имеет такую же ценность как растение или простой
камень у дороги. Все, что существует ни лучше и ни хуже человека, ни выше и
ни ниже… «Если в листке, комке глины, камне, металле жизнь и ум неактивны,
то не потому, что их нет, а потому что они еще не выдвинуты на передний
план, еще не организованы для действия» – говорится в священной книге
Упанишады (Шри Ауробиндо, 1997).
      Взгляд на мир с таких позиций можно найти как в восточной, так и в
западной философской мысли. Так, например, древнегреческий философ
Анаксимандр полагал, что первоначалом, тем, что лежит в основе всего
сущего, является апейрон – некое бесконечное, безграничное и
неисчерпаемое материальное образование. Мир, согласно мировоззрению
Гераклита Эфесского, характеризуется внутренним единством. Его
первоначальной основой, сущностью является логос, который есть мудрое
само по себе и одновременно огонь. Космос не создан ни богом, ни
человеком, он «был, есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся и мерами потухающим» (Материалисты Древней Греции,
1955; Лукреций, 1947). Как бы ни понимать логос с философской и
естественнонаучной точек зрения, бесспорно то, что он представляет
собой единую и единственную основу Вселенной, принцип, закон,
объясняющий многообразие мира. Логос придает действительности
соразмерность, разумный смысл, логос является одновременно критерием
оценки и высшим. Но человек в своем развитии отделяется от единого и
потом сам страдает от этого (Гусейнов, Иррлитц, 1987) .
      На востоке древние знания о единстве и целостности мира лучше
сохранились, потому что являлись основанием для личного развития человека и
развития целых цивилизаций, поэтому космоцентрическое мировоззрение
больше вдохновляется восточной мудростью. Традиционную индийско-
буддийскую модель мира можно представить чистым кругом, нулем-шуньей:
белое и есть черное, и есть сансара, сансара и есть нирвана — все
недвойственно (япон. — фуни). «Это есть то» или «ты есть то» — говорится в
Упанишадах. Небо в тебе и нужно лишь очнуться, очистив сознание, и
достигнешь состояния Будды. Согласно буддийско-даосско-конфуцианскому
взгляду на мироустройство в центре стоит закон Бытия – Дао – и развитие
всего осуществляется за счет естественного движения вездесущей энергии ци,
ее самоочищения, то есть взгляд обращен к энергетическому состоянию мира,
где постоянно взаимодействуют светлое, динамичное ян и темное, пассивное
инь. Взаимодействуют на всех уровнях, от клетки до галактики. Эта модель
предусматривает движение по восходящей, смену фаз преобладающего типа
энергии. Как сказано в древнем комментарии к Ицзину («Книге Перемен»),
«одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому, идут к Добру». Притом это не то
добро, которое противостоит злу, а Добро абсолютное, всеобщее, совершенное
Бытие (Григорьева).

                                                                        382