Экологическая этика. Ильиных И.А. - 389 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

389
далее считали, что её необходимо сохранять в интересах науки, воспитания
молодёжи, сельского хозяйства, искусства, здравоохранения и даже военной
готовности» (с. 194). Таким образом, мы сопоставляем не сопоставимое. Это
разные вещи, все в равной мере ценные: «Значит, если мы способны жить без
гусиной музыки, с тем же успехом мы можем покончить со звёздами, закатами
и «Илиадами». Но суть в том, что мы были бы глупцами, если бы покончили с
ними» (с.197).
Отсюда происходит ценностная деформация всяких развлечений на лоне
природы. Например, охоты (охоту Леопольд всячески любит). Увлечения это
бунт, против стереотипов. А настоящий охотник основывается на спортивном
кодексе и пытается общаться с животными. Довольно непривычно для
современного мира.
Нужна «этика земли». «Этика это своего рода зарождающийся
общественный инстинкт» (с. 201). Он проходит свои стадии эволюции, всё
более расширяя категории, к которым относится. Так, этические правила
древней Греции не распространялись на рабов (человеческий скот). Затем,
произошёл трудный отказ от рабства и перенесение категорий этики на
отношения человека и общества. «Развитие этики можно выразить не только
через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом
смысле это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика
в философском смысле это различие общественного и антиобщественного
поведения» (с. 200).
«Все сложившиеся до сих пор этические системы опираются на одну
предпосылку индивид является членом сообщества, состоящего из
взаимосвязанных частей. Инстинкт побуждает его соперничать за место в
обществе, но этика одновременно побуждает его к сотрудничеству.
Этика земли попросту расширяет пределы общества, включая в него
почвы, воды, растения и животных, которые все вместе объединяются словом
«земля»
Этика земли меняет роль человека, превращая его из завоевателя
сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена» (с.
202).
Это расширение вполне логично. Ведь природа и общество суть
взаимосвязаны. «Изменения растительного покрова воздействовали на ход
истории» (с. 204). Эту фразу О. Л. иллюстрирует это высказывание событиями
эпохи американских первопоселенцев, которые продвигались в глубь
континента, по течению Миссисипи, следуя за тростниковыми землями.
Этика земли возлагает на человека необходимость охраны природы.
«Охрана природы это состояние гармонии между человеком и землёй» (с.
205). В качестве первого шага охраны природы предполагается «всемерно
расширять экологическое просвещение» (т ж). Но «Обязательства обретают
силу лишь в сочетании с совестью , и перед нами стоит задача сделать
объектом общественной совести не только людей, но и землю» (с. 207). Совесть
это внутренний фактор, она не может опираться на соображения
экономической ценности. Нечто может быть экономически не ценно, но в
далее считали, что её необходимо сохранять в интересах науки, воспитания
молодёжи, сельского хозяйства, искусства, здравоохранения и даже военной
готовности» (с. 194). Таким образом, мы сопоставляем не сопоставимое. Это
разные вещи, все в равной мере ценные: «Значит, если мы способны жить без
гусиной музыки, с тем же успехом мы можем покончить со звёздами, закатами
и «Илиадами». Но суть в том, что мы были бы глупцами, если бы покончили с
ними» (с.197).
      Отсюда происходит ценностная деформация всяких развлечений на лоне
природы. Например, охоты (охоту Леопольд всячески любит). Увлечения – это
бунт, против стереотипов. А настоящий охотник основывается на спортивном
кодексе и пытается общаться с животными. Довольно непривычно для
современного мира.
      Нужна «этика земли». «Этика – это своего рода зарождающийся
общественный инстинкт» (с. 201). Он проходит свои стадии эволюции, всё
более расширяя категории, к которым относится. Так, этические правила
древней Греции не распространялись на рабов (человеческий скот). Затем,
произошёл трудный отказ от рабства и перенесение категорий этики на
отношения человека и общества. «Развитие этики можно выразить не только
через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом
смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика
в философском смысле – это различие общественного и антиобщественного
поведения» (с. 200).
      «Все сложившиеся до сих пор этические системы опираются на одну
предпосылку – индивид является членом сообщества, состоящего из
взаимосвязанных частей. Инстинкт побуждает его соперничать за место в
обществе, но этика одновременно побуждает его к сотрудничеству.
      Этика земли попросту расширяет пределы общества, включая в него
почвы, воды, растения и животных, которые все вместе объединяются словом
«земля»
      Этика земли меняет роль человека, превращая его из завоевателя
сообщества, составляющего землю, в рядового и равноправного его члена» (с.
202).
      Это расширение вполне логично. Ведь природа и общество суть
взаимосвязаны. «Изменения растительного покрова воздействовали на ход
истории» (с. 204). Эту фразу О. Л. иллюстрирует это высказывание событиями
эпохи американских первопоселенцев, которые продвигались в глубь
континента, по течению Миссисипи, следуя за тростниковыми землями.
      Этика земли возлагает на человека необходимость охраны природы.
«Охрана природы – это состояние гармонии между человеком и землёй» (с.
205). В качестве первого шага охраны природы предполагается «всемерно
расширять экологическое просвещение» (т ж). Но «Обязательства обретают
силу лишь в сочетании с совестью , и перед нами стоит задача сделать
объектом общественной совести не только людей, но и землю» (с. 207). Совесть
– это внутренний фактор, она не может опираться на соображения
экономической ценности. Нечто может быть экономически не ценно, но в

                                                                        389