Экологическая этика. Ильиных И.А. - 391 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

391
Какие есть препятствия на пути развития этики земли?
1. Образовательная система. Редко кто получает экологическое
образование, даже из тех, кто биолог. Что уж говорить о фермерах, например. А
те, кто биологи и экологи не понимают всей важности и эстетической
ценности. Тут ещё и воспитание нужно.
2. Экономическая система. Бережное обращение с землёй вообще не
экономическая проблема. Надо отказаться от «экономического детерминизма».
Но развитие этики земли дело не только эмоций, но и ума. Нужно изучать
биоты. «Способность видеть культурную ценность дикой природы в конечном
сёте сводится к интеллектуальной скромности. Поверхностный
суперсовременный человек, полностью утративший связь с землёй, считает,
будто он точно знает, что важно, а что нет. Только истинный учёный понимает,
что нетронутая дикая природа придает определённость и смысл человеческой
деятельности» (с. 234).
«Система воздействия [этики земли] та же, что и в любой другой этике, -
общественное одобрение хороших действий, общественное порицание
действий дурных».
Отношения с дикой природой
«Дикая природа это сырье, из которого человек выковал изделие,
именуемое цивилизацией» (с. 222). «Выбранные для её сохранения участки
неизбежно должны заметно разниться в размерах и степени дикости» (с. 223).
Но иногда маленьких и разрозненных кусочков не достаточно, чтобы сохранить
определённые виды.
Зачем нам дикая природа?
1. «Участки дикой природы это и возможность сохранить искусство
путешествий в его первозданном виде, особенно с помощью каноэ или
вьючных лошадей» (с. 228).
2. Дикая природа нужна науке. Попытки сохранить здоровье земли
редко оборачивались успехом. В общем-то проблема в том, что мы все болезни
земли лечим локально. Но, чтобы понимать механизмы здоровой земли, надо
иметь хоть какие-то нетронутые участки для её изучения.
3. Дикая природа нужна для диких животных. Так, национальные
парки совершенно бессильны сохранить крупных хищников. А отсюда
возникает ещё ряд проблем.
На самом деле, «любая программа охраны или восстановления дикой
природы это арьергардный бой в попытке свести потери при отступлении до
минимума» (с. 234).
Главное эстетика. Современного человека тянет к природе. И за
возможность охотиться или даже просто видеть дикую природу человек
способен заплатить огромные деньги. Почему? «А потому, что дикие создания,
на которых он охотится, ускользнули от него, и он надеется с помощью
некромантии законов, субсидий, региональных планов, реорганизации
департаментов или иных форм массовых благих пожеланий заставить их
вернуться» (с. 236).
      Какие есть препятствия на пути развития этики земли?
      1.    Образовательная система. Редко кто получает экологическое
образование, даже из тех, кто биолог. Что уж говорить о фермерах, например. А
те, кто биологи и экологи – не понимают всей важности и эстетической
ценности. Тут ещё и воспитание нужно.
      2.    Экономическая система. Бережное обращение с землёй – вообще не
экономическая проблема. Надо отказаться от «экономического детерминизма».
      Но развитие этики земли дело не только эмоций, но и ума. Нужно изучать
биоты. «Способность видеть культурную ценность дикой природы в конечном
сёте     сводится    к    интеллектуальной      скромности.   Поверхностный
суперсовременный человек, полностью утративший связь с землёй, считает,
будто он точно знает, что важно, а что нет. Только истинный учёный понимает,
что нетронутая дикая природа придает определённость и смысл человеческой
деятельности» (с. 234).
      «Система воздействия [этики земли] та же, что и в любой другой этике, -
общественное одобрение хороших действий, общественное порицание
действий дурных».
      Отношения с дикой природой
      «Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие,
именуемое цивилизацией» (с. 222). «Выбранные для её сохранения участки
неизбежно должны заметно разниться в размерах и степени дикости» (с. 223).
Но иногда маленьких и разрозненных кусочков не достаточно, чтобы сохранить
определённые виды.
      Зачем нам дикая природа?
      1.    «Участки дикой природы – это и возможность сохранить искусство
путешествий в его первозданном виде, особенно с помощью каноэ или
вьючных лошадей» (с. 228).
      2.    Дикая природа нужна науке. Попытки сохранить здоровье земли
редко оборачивались успехом. В общем-то проблема в том, что мы все болезни
земли лечим локально. Но, чтобы понимать механизмы здоровой земли, надо
иметь хоть какие-то нетронутые участки для её изучения.
      3.    Дикая природа нужна для диких животных. Так, национальные
парки совершенно бессильны сохранить крупных хищников. А отсюда
возникает ещё ряд проблем.
      На самом деле, «любая программа охраны или восстановления дикой
природы – это арьергардный бой в попытке свести потери при отступлении до
минимума» (с. 234).
      Главное – эстетика. Современного человека тянет к природе. И за
возможность охотиться или даже просто видеть дикую природу человек
способен заплатить огромные деньги. Почему? «А потому, что дикие создания,
на которых он охотится, ускользнули от него, и он надеется с помощью
некромантии законов, субсидий, региональных планов, реорганизации
департаментов или иных форм массовых благих пожеланий заставить их
вернуться» (с. 236).


                                                                         391