Экологическая этика. Ильиных И.А. - 399 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

399
относится и мировая цивилизация, и глобальная экосоциальная констелляция,
эта модель неприменима. Неудивительно, что на практике программы
устойчивого развития в целом выполняются неудовлетворительно.
Теория постиндустриальной трансформации отличается от концепции
устойчивого развития, во-первых тем, что она носит прежде всего технолого-
экономический характер, а во-вторых, в ней одновременно рассматриваются
политическая и социокультурная сферы. Постиндустриальное общество есть
общество образования, центральную роль в нем играет теоретическое знание,
что приводит к формированию нового ведущего класса интеллектуальной
элиты, когнитата (Белл, 1999).
Слабым местом теории постиндустриальной цивилизации является тот
факт, что на практике ее реализация распространяется лишь на развитые
страны запада. Идущий в настоящее время широким фронтом процесс
глобализации оборачивается поэтому на деле превращением Запада и в первую
очередь США в новую метрополию, а остального мира в их ресурсный
придаток. Как следствие такого хода событий процесс постиндустриальной
трансформации лишается гуманистического настроя. В тех теоретических
вариантах глобальной постиндустриальной цивилизации, которая развивается в
трудах отечественных авторов, гуманистическим и соответственно этическим
аспектам этих процессов уделяется приоритетное внимание (Яковец, 1997).
Указанных недостатков теории постиндустриального общества лишена
концепция ноосферы, которую наш великий соотечественник В.И.Вернадский
разрабатывал на несколько десятилетий раньше (Вернадский, 1991).
Следует отметить, что этическому вопросу ноосферогенеза Вернадский
придавал важнейшее значение. Этот вопрос, писал он, «становится действенной
силой, и с ним придется все больше и больше считаться. Он подготовлен
долгой, еще не написанной, даже неосознанной историей». Главное внимание
Вернадский обращал на моральную сторону науки.
Система ноэтических критериев
В чем же должны состоять специфические принципы, которые следует
внести в этический кодекс, учитывая особенности постиндустриальной
трансформации и близких к ней процессов ноосферогенеза? Чтобы ответить на
вопрос, воспользуемся теоретической моделью ноосферогенееза, построенную
на принципах синергетической методологии (Лесков, 1998). Основу этой
модель составляет каркас базовых постулатов ноосферогенеза, подтверждением
которых служат эмпирические обобщения реальных социокультурных
процессов, выполненные Вернадским (Вернадский, 1991). Эти постулаты,
образующие онтологический базис эволюции по ноосферному сценарию,
представлены в табл.1.
Табл.1. Базовые постулаты ноосферного сценария
п/п Постулаты Содержание
1. Принцип Основная функция ноосферы состоит в креативной
относится и мировая цивилизация, и глобальная экосоциальная констелляция,
эта модель неприменима. Неудивительно, что на практике программы
устойчивого развития в целом выполняются неудовлетворительно.
      Теория постиндустриальной трансформации отличается от концепции
устойчивого развития, во-первых тем, что она носит прежде всего технолого-
экономический характер, а во-вторых, в ней одновременно рассматриваются
политическая и социокультурная сферы. Постиндустриальное общество есть
общество образования, центральную роль в нем играет теоретическое знание,
что приводит к формированию нового ведущего класса – интеллектуальной
элиты, когнитата (Белл, 1999).
      Слабым местом теории постиндустриальной цивилизации является тот
факт, что на практике ее реализация распространяется лишь на развитые
страны запада. Идущий в настоящее время широким фронтом процесс
глобализации оборачивается поэтому на деле превращением Запада и в первую
очередь США в новую метрополию, а остального мира – в их ресурсный
придаток. Как следствие такого хода событий процесс постиндустриальной
трансформации лишается гуманистического настроя. В тех теоретических
вариантах глобальной постиндустриальной цивилизации, которая развивается в
трудах отечественных авторов, гуманистическим и соответственно этическим
аспектам этих процессов уделяется приоритетное внимание (Яковец, 1997).
      Указанных недостатков теории постиндустриального общества лишена
концепция ноосферы, которую наш великий соотечественник В.И.Вернадский
разрабатывал на несколько десятилетий раньше (Вернадский, 1991).
      Следует отметить, что этическому вопросу ноосферогенеза Вернадский
придавал важнейшее значение. Этот вопрос, писал он, «становится действенной
силой, и с ним придется все больше и больше считаться. Он подготовлен
долгой, еще не написанной, даже неосознанной историей». Главное внимание
Вернадский обращал на моральную сторону науки.

     Система ноэтических критериев
     В чем же должны состоять специфические принципы, которые следует
внести в этический кодекс, учитывая особенности постиндустриальной
трансформации и близких к ней процессов ноосферогенеза? Чтобы ответить на
вопрос, воспользуемся теоретической моделью ноосферогенееза, построенную
на принципах синергетической методологии (Лесков, 1998). Основу этой
модель составляет каркас базовых постулатов ноосферогенеза, подтверждением
которых служат эмпирические обобщения реальных социокультурных
процессов, выполненные Вернадским (Вернадский, 1991). Эти постулаты,
образующие онтологический базис эволюции по ноосферному сценарию,
представлены в табл.1.

        Табл.1. Базовые постулаты ноосферного сценария

№ п/п     Постулаты          Содержание
1.        Принцип            Основная функция ноосферы состоит в креативной

                                                                        399