Экологическая этика. Ильиных И.А. - 398 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

398
население, истины справедливости и счастья поднимаются до уровня
исторической перспективы высших и конечных целей. Но очень скоро более
решительные сторонники реформ предложили заменить эти прекраснодушные
рассуждения на жесткий постулат рыночного хозяйства: нравственность есть
эффективность.
В этих условиях рассуждения об этике утратили всякий смысл. Возник
феномен, которого Россия не знала даже в самые тяжелые периоды своей
истории, этический вакуум. Опыт истории учит: попрание морали неизбежно
заканчивается исторической катастрофой. Поэтому новая работа этической
мысли, ориентированная на реалии современности и преодоление
эволюционного кризиса, является важнейшей социокультурной задачей.
В действительности положение более опасное и сложное, поскольку
кризис, перед лицом которого оказалась наша страна, есть основания
рассматривать как один из первых грозных предвестников наступающего
общепланетного кризиса. Этот глобальный кризис носит многомерный и
многоплановый характер и несомненно является более тяжелым за всю
историю человечества, потому что закончиться он может схлопыванием
экологической ниши, которую занимает на планете биологический вид Homo
Sapiens, в наиболее тяжелом варианте гибелью биосферы.
Различные аспекты этого глобального эволюционного кризиса хорошо
известны. Во-первых, это угроза экологической катастрофы, обусловленная
тем, что техногенная нагрузка на биосферу уже в настоящее время превысила
порог ее устойчивости. Во-вторых, это демографическая проблема: скорость
роста населения Земли пропорциональна квадрату его численности, а это
гиперболическая закономерность. В-третьих, продолжающееся обострение
противоречий между богатыми странами «золотого миллиарда» и остальной
частью человечества. В-четвертых, далеко зашедшие процессы виртуализации,
охватывающие практически весь спектр общественной жизни от финансовой
сферы до самоидентификации человека. Остановимся на этом, хотя продолжить
этот перечень не составляет труда.
Перспективы ноосферной трансформации
На каких путях современная научно-общественная мысль ищет
стратегические подходы к преодолению этих тяжелых кризисных явлений? В
настоящее время наибольшей известностью пользуются две парадигмы
концепция устойчивого развития (или точнее sustainable, т.е.
самоподдерживаемого) развития и теория постиндустриального общества.
Основной смысл первой из этих концепций можно представить в форме
эколого-этического императива: устойчивое развитие возможно только как
результат этического обновления человечества, формирование единого для всех
землян этического кодекса, во главу угла, которого будут поставлены
принципы сохранения биосферы (Данилов-Данильян, Лосев, 2000).
Главный недостаток этой концепции состоит в том, что в ее основу
фактически положена одномерная модель эволюции человечества как единого
целого. Между тем, к саморазвивающимся системам, к числу которых
население, истины справедливости и счастья поднимаются до уровня
исторической перспективы высших и конечных целей. Но очень скоро более
решительные сторонники реформ предложили заменить эти прекраснодушные
рассуждения на жесткий постулат рыночного хозяйства: нравственность есть
эффективность.
      В этих условиях рассуждения об этике утратили всякий смысл. Возник
феномен, которого Россия не знала даже в самые тяжелые периоды своей
истории, – этический вакуум. Опыт истории учит: попрание морали неизбежно
заканчивается исторической катастрофой. Поэтому новая работа этической
мысли, ориентированная на реалии современности и преодоление
эволюционного кризиса, является важнейшей социокультурной задачей.
      В действительности положение более опасное и сложное, поскольку
кризис, перед лицом которого оказалась наша страна, есть основания
рассматривать как один из первых грозных предвестников наступающего
общепланетного кризиса. Этот глобальный кризис носит многомерный и
многоплановый характер и несомненно является более тяжелым за всю
историю человечества, потому что закончиться он может схлопыванием
экологической ниши, которую занимает на планете биологический вид Homo
Sapiens, в наиболее тяжелом варианте гибелью биосферы.
      Различные аспекты этого глобального эволюционного кризиса хорошо
известны. Во-первых, это угроза экологической катастрофы, обусловленная
тем, что техногенная нагрузка на биосферу уже в настоящее время превысила
порог ее устойчивости. Во-вторых, это демографическая проблема: скорость
роста населения Земли пропорциональна квадрату его численности, а это
гиперболическая закономерность. В-третьих, продолжающееся обострение
противоречий между богатыми странами «золотого миллиарда» и остальной
частью человечества. В-четвертых, далеко зашедшие процессы виртуализации,
охватывающие практически весь спектр общественной жизни – от финансовой
сферы до самоидентификации человека. Остановимся на этом, хотя продолжить
этот перечень не составляет труда.

      Перспективы ноосферной трансформации
      На каких путях современная научно-общественная мысль ищет
стратегические подходы к преодолению этих тяжелых кризисных явлений? В
настоящее время наибольшей известностью пользуются две парадигмы –
концепция     устойчивого    развития    (или    точнее   sustainable,  т.е.
самоподдерживаемого) развития и теория постиндустриального общества.
Основной смысл первой из этих концепций можно представить в форме
эколого-этического императива: устойчивое развитие возможно только как
результат этического обновления человечества, формирование единого для всех
землян этического кодекса, во главу угла, которого будут поставлены
принципы сохранения биосферы (Данилов-Данильян, Лосев, 2000).
      Главный недостаток этой концепции состоит в том, что в ее основу
фактически положена одномерная модель эволюции человечества как единого
целого. Между тем, к саморазвивающимся системам, к числу которых

                                                                        398