ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
402
фундаментом, на котором расцветает идеология потребительства,
выхолащивающая свободный творческий дух.
Что касается императива свободы творческого поиска, то о нем
размышлял еще В.И.Вернадский. Глубочайшие проявления личности ученого,
писал он, связаны с его моральной неудовлетворенностью, с основным
побуждением его к научной работе. «Эти побуждения свободной
человеческой, научно осознающей окружающее, личности глубже каких бы то
ни было форм государственного строя» (Вернадский, 1991). Творчески-
индивидуальный характер нравственных актов отмечал также один из
основоположников философии экзистенциализма Н.А.Бердяев. «Этика
творчества, – писал он, – утверждает ценность индивидуального и
единичного… Личность, неповторимая, единичная личность, есть высшая
ценность, она не есть средство для торжества общего, хотя бы этот общее было
общеобязательным нравственным законом» (Бердяев).
Говоря о свободе творческого поиска, следует вспомнить моральный
императив науки. Традиционный взгляд на научное творчество состоит в
признании его самоценности и просвещения как главной задачи науки. В ХХ
веке сформировалась альтернативная точка зрения, утверждавшая за наукой
мессианскую роль, а за ее деятелями безусловное знание единственно верных
способов решения всех мировых проблем. Очевидно, неверны обе крайности
(Степин, 2000). Научное исследование нельзя рассматривать как ценностно
нейтральное, оно должно включать оксиологические факторы, а поиск
стратегического оптимизма требует комплексного подхода (императивы 1,3,4 и
7).
Система ноэтических критериев образует этос становления ноосферы и в
равной степени постиндустриального общества. Этос науки, пишет Д.Белл,
может превратиться в идеологию постиндустриального общества. Она может
сыграть роль нового символа веры, провозглашающего в качестве нормы
беспристрастное знание и ведущего к расхождению с бюрократическими и
технологическими реалиями технологическими реалиями централизованной
политической машины (Белл, 1999).
Однако харизматический аспект науки и ее служителей способен придать
им нежелательный оттенок «святости», несущий в себе неискоренимый налет
утопии и даже мессианства (там же). Противопоставить этой опасности можно
императивы синергетического мышления и толерантности.
Ноэтические критерии следует рассматривать как инструмент снятия
тупиковых эволюционных сценариев и определения разрешенного коридора
действий. Система этих критериев обладает тем важным свойством , что они
образуют целостный комплекс: достаточно допустить нарушение хотя бы
одного из них, оставив остальные в неприкосновенности, как вероятность
потери устойчивости и схода с оптимального эволюционного паттерна резко
возрастает. Это свойство – следствие теоремы хрупкости хорошего, известной в
теории катастроф (Арнольд, 1990). Смысл этой теоремы состоит в том, что
любая система может считаться хорошей, если она удовлетворяет некоторому
набору требований, но должна быть признана плохой, если не соблюдается хотя
фундаментом, на котором расцветает идеология потребительства, выхолащивающая свободный творческий дух. Что касается императива свободы творческого поиска, то о нем размышлял еще В.И.Вернадский. Глубочайшие проявления личности ученого, писал он, связаны с его моральной неудовлетворенностью, с основным побуждением его к научной работе. «Эти побуждения свободной человеческой, научно осознающей окружающее, личности глубже каких бы то ни было форм государственного строя» (Вернадский, 1991). Творчески- индивидуальный характер нравственных актов отмечал также один из основоположников философии экзистенциализма Н.А.Бердяев. «Этика творчества, – писал он, – утверждает ценность индивидуального и единичного… Личность, неповторимая, единичная личность, есть высшая ценность, она не есть средство для торжества общего, хотя бы этот общее было общеобязательным нравственным законом» (Бердяев). Говоря о свободе творческого поиска, следует вспомнить моральный императив науки. Традиционный взгляд на научное творчество состоит в признании его самоценности и просвещения как главной задачи науки. В ХХ веке сформировалась альтернативная точка зрения, утверждавшая за наукой мессианскую роль, а за ее деятелями безусловное знание единственно верных способов решения всех мировых проблем. Очевидно, неверны обе крайности (Степин, 2000). Научное исследование нельзя рассматривать как ценностно нейтральное, оно должно включать оксиологические факторы, а поиск стратегического оптимизма требует комплексного подхода (императивы 1,3,4 и 7). Система ноэтических критериев образует этос становления ноосферы и в равной степени постиндустриального общества. Этос науки, пишет Д.Белл, может превратиться в идеологию постиндустриального общества. Она может сыграть роль нового символа веры, провозглашающего в качестве нормы беспристрастное знание и ведущего к расхождению с бюрократическими и технологическими реалиями технологическими реалиями централизованной политической машины (Белл, 1999). Однако харизматический аспект науки и ее служителей способен придать им нежелательный оттенок «святости», несущий в себе неискоренимый налет утопии и даже мессианства (там же). Противопоставить этой опасности можно императивы синергетического мышления и толерантности. Ноэтические критерии следует рассматривать как инструмент снятия тупиковых эволюционных сценариев и определения разрешенного коридора действий. Система этих критериев обладает тем важным свойством , что они образуют целостный комплекс: достаточно допустить нарушение хотя бы одного из них, оставив остальные в неприкосновенности, как вероятность потери устойчивости и схода с оптимального эволюционного паттерна резко возрастает. Это свойство – следствие теоремы хрупкости хорошего, известной в теории катастроф (Арнольд, 1990). Смысл этой теоремы состоит в том, что любая система может считаться хорошей, если она удовлетворяет некоторому набору требований, но должна быть признана плохой, если не соблюдается хотя 402
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 400
- 401
- 402
- 403
- 404
- …
- следующая ›
- последняя »