ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
410
повсеместно будет снижен уровень бедности. Вымирание разных видов
животных и растений в мировом масштабе будет продолжаться, пока Южное
полушарие будет страдать под бременем многочисленных долгов.
Недостаточность ресурсов и деградация среды обитания смыкаются с ростом
населения, что приводит к развалу местных сообществ, к этническому и
племенному насилию – главным особенностям периода, сменившего эпоху
холодной войны.
В конечном счете, эти проблемы следует рассматривать как разные грани
единого кризиса, который является, прежде всего, кризисом представлений. Он
обусловлен тем, что большинство из нас и, в особенности, наши крупные
социальные институты придерживаются концепций устаревшего
мировоззрения, представлений, неадекватных сегодняшнему перенаселенному,
глобально взаимосвязанному миру.
Решения основных проблем нашего времени существуют, некоторые из
них даже элементарно просты. Однако они требуют радикального сдвига в
наших представлениях, в мышлении, в системе наших ценностей. Мы стоим на
пороге фундаментальных перемен в научном и социальном мировоззрении,
смены парадигм, по своей радикальности сравнимой с революцией Коперника.
Но понимание этого еще даже не забрезжило в сознании большинства
политических лидеров. Необходимость признания полного изменения
представлений и мышления – если мы хотим выжить – еще не доходит ни до
корпоративной элиты, ни до администраторов и профессоров крупных
университетов.
Наши руководители не только не в силах понять, каким образом вза-
имосвязаны различные проблемы; они отказываются видеть влияние своих так
называемых решений на жизнь будущих поколений. С системной точки зрения,
жизнеспособны только «устойчивые» [sustainable] решения. Понятие
устойчивости стало ключевым в концепции экологического движения; и оно
действительно кардинально. Лестер Браун из Института всемирных
наблюдений (WorldWatch Institute) дал простое, ясное и красивое определение:
«Устойчивое общество – это общество, которое удовлетворяет свои
потребности, не ущемляя перспектив последующих поколений». Это и есть
крепкий орешек, великий вызов нашего времени: создать устойчивые
сообщества, т. е. социальные и культурные среды, в которых мы сможем
удовлетворять свои устремления и потребности, не урезая при этом
возможностей будущих поколений.
Сдвиг парадигмы
Мои основные интересы как ученого всегда устремлялись в сферу тех
радикальных перемен в понятиях и идеях, которые происходили в физике в
течение трех первых десятилетий XX века и поныне продолжаются в
современных теориях материи. Новые концепции в физике обусловили
значительный сдвиг в нашем мировоззрении: от механистического
мировоззрения Декарта и Ньютона мы переходим к холистическому,
экологическому взгляду.
повсеместно будет снижен уровень бедности. Вымирание разных видов животных и растений в мировом масштабе будет продолжаться, пока Южное полушарие будет страдать под бременем многочисленных долгов. Недостаточность ресурсов и деградация среды обитания смыкаются с ростом населения, что приводит к развалу местных сообществ, к этническому и племенному насилию – главным особенностям периода, сменившего эпоху холодной войны. В конечном счете, эти проблемы следует рассматривать как разные грани единого кризиса, который является, прежде всего, кризисом представлений. Он обусловлен тем, что большинство из нас и, в особенности, наши крупные социальные институты придерживаются концепций устаревшего мировоззрения, представлений, неадекватных сегодняшнему перенаселенному, глобально взаимосвязанному миру. Решения основных проблем нашего времени существуют, некоторые из них даже элементарно просты. Однако они требуют радикального сдвига в наших представлениях, в мышлении, в системе наших ценностей. Мы стоим на пороге фундаментальных перемен в научном и социальном мировоззрении, смены парадигм, по своей радикальности сравнимой с революцией Коперника. Но понимание этого еще даже не забрезжило в сознании большинства политических лидеров. Необходимость признания полного изменения представлений и мышления – если мы хотим выжить – еще не доходит ни до корпоративной элиты, ни до администраторов и профессоров крупных университетов. Наши руководители не только не в силах понять, каким образом вза- имосвязаны различные проблемы; они отказываются видеть влияние своих так называемых решений на жизнь будущих поколений. С системной точки зрения, жизнеспособны только «устойчивые» [sustainable] решения. Понятие устойчивости стало ключевым в концепции экологического движения; и оно действительно кардинально. Лестер Браун из Института всемирных наблюдений (WorldWatch Institute) дал простое, ясное и красивое определение: «Устойчивое общество – это общество, которое удовлетворяет свои потребности, не ущемляя перспектив последующих поколений». Это и есть крепкий орешек, великий вызов нашего времени: создать устойчивые сообщества, т. е. социальные и культурные среды, в которых мы сможем удовлетворять свои устремления и потребности, не урезая при этом возможностей будущих поколений. Сдвиг парадигмы Мои основные интересы как ученого всегда устремлялись в сферу тех радикальных перемен в понятиях и идеях, которые происходили в физике в течение трех первых десятилетий XX века и поныне продолжаются в современных теориях материи. Новые концепции в физике обусловили значительный сдвиг в нашем мировоззрении: от механистического мировоззрения Декарта и Ньютона мы переходим к холистическому, экологическому взгляду. 410
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 408
- 409
- 410
- 411
- 412
- …
- следующая ›
- последняя »