Экологическая этика. Ильиных И.А. - 408 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

408
демократию в отношениях всех Божиих тварей. С приходом Франциска
муравей перестал быть только поводом для проповеди лентяю, а огонь только
символом жажды души в ее стремлении соединиться с Богом. Теперь это
Брат-Муравей и Брат-Пламя, способные сами воздать хвалу Творцу вместе с
Братом-Человеком, делающим то же самое по-своему.
Поздние комментаторы говорили, что Франциск проповедовал птицам и
делал это в упрек людям, не захотевшим его слушать. Но в записях его времени
этого не вычитаешь он призывал малых птиц хвалить Бога, и те в духовном
экстазе хлопали своими крыльями и радостно щебетали. Легенды о святых а
особенно это относится к ирландским святым многое говорили об их
отношениях с животными, но я уверен, что всегда здесь была цель показать
их человеческое господство над тварью. Франциск же совершенно иной. Район
вокруг Губбио в Апеннинах разорял страшный волк. Как говорит легенда, св.
Франциск поговорил с волком и разъяснил ему ошибку в его действиях. Волк
покаялся, умер в ореоле святости и был похоронен в освященной земле.
Сэр Стивен Рьюисмен упоминал францисканское учение о душе
животных”, но оно было быстро искоренено. Вполне возможно, что это учение
было отчасти инспирировано сознательно или нет верой в реинкарнацию,
которой придерживались еретики катары, группировавшиеся в те времена в
Италии и Южной Франции; эту веру они, как предполагается, заимствовали из
Индии. Важно то, что примерно в то же время около 1200 года следы
учения о метемпсихозе обнаруживаются также и в западном иудаизме, в
провансальской Каббале. Но Франциск не учил ни трансмиграции душ, ни
пантеизму. Его видение природы и человека основывалось на его своеобразном
понимании панпсихизма как присущего всем вещам и одушевленным, и
неодушевленным. Все они созданы для прославления трансцендентного
Творца, который в акте глубокого космического смирения и самоумаления
воплотился на Земле, лег беспомощным младенцем в ясли и в конце земных
дней умер повисшим на Древе.
Я не думаю, что многие современные американцы, озабоченные
экологическим кризисом, смогут или захотят советоваться с волками или же
увещевать птиц. Нынешний рост разрушения природы до глобальных
масштабов это результат работы динамичной техники и науки, начало
которым и положило западное Средневековье, против которого и восстал св.
Франциск столь оригинальным способом. Экспансию науки и техники
невозможно понять исторически, если оставить без внимания специфику
отношения к природе, глубоко укорененного в христианской догматике. Тот
факт, что многие вовсе не считают это отношение христианским, не имеет
никакого значения. В нашем обществе не была принята никакая другая система
основополагающих ценностей, чтобы заменить ею прежние христианские
ценности. Следовательно, мы и дальше будем идти по пути углубления
экологического кризиса, пока не отвергнем христианскую догму, согласно
которой у природы нет никакого другого предназначения, кроме как служить
человеку.
демократию в отношениях всех Божиих тварей. С приходом Франциска
муравей перестал быть только поводом для проповеди лентяю, а огонь – только
символом жажды души в ее стремлении соединиться с Богом. Теперь это—
Брат-Муравей и Брат-Пламя, способные сами воздать хвалу Творцу вместе с
Братом-Человеком, делающим то же самое по-своему.
      Поздние комментаторы говорили, что Франциск проповедовал птицам и
делал это в упрек людям, не захотевшим его слушать. Но в записях его времени
этого не вычитаешь – он призывал малых птиц хвалить Бога, и те в духовном
экстазе хлопали своими крыльями и радостно щебетали. Легенды о святых – а
особенно это относится к ирландским святым – многое говорили об их
отношениях с животными, но я уверен, что всегда здесь была цель – показать
их человеческое господство над тварью. Франциск же совершенно иной. Район
вокруг Губбио в Апеннинах разорял страшный волк. Как говорит легенда, св.
Франциск поговорил с волком и разъяснил ему ошибку в его действиях. Волк
покаялся, умер в ореоле святости и был похоронен в освященной земле.
      Сэр Стивен Рьюисмен упоминал “францисканское учение о душе
животных”, но оно было быстро искоренено. Вполне возможно, что это учение
было отчасти инспирировано – сознательно или нет – верой в реинкарнацию,
которой придерживались еретики катары, группировавшиеся в те времена в
Италии и Южной Франции; эту веру они, как предполагается, заимствовали из
Индии. Важно то, что примерно в то же время – около 1200 года – следы
учения о метемпсихозе обнаруживаются также и в западном иудаизме, в
провансальской Каббале. Но Франциск не учил ни трансмиграции душ, ни
пантеизму. Его видение природы и человека основывалось на его своеобразном
понимании панпсихизма как присущего всем вещам – и одушевленным, и
неодушевленным. Все они созданы для прославления трансцендентного
Творца, который в акте глубокого космического смирения и самоумаления
воплотился на Земле, лег беспомощным младенцем в ясли и в конце земных
дней умер повисшим на Древе.
      Я не думаю, что многие современные американцы, озабоченные
экологическим кризисом, смогут или захотят советоваться с волками или же
увещевать птиц. Нынешний рост разрушения природы до глобальных
масштабов – это результат работы динамичной техники и науки, начало
которым и положило западное Средневековье, против которого и восстал св.
Франциск столь оригинальным способом. Экспансию науки и техники
невозможно понять исторически, если оставить без внимания специфику
отношения к природе, глубоко укорененного в христианской догматике. Тот
факт, что многие вовсе не считают это отношение христианским, не имеет
никакого значения. В нашем обществе не была принята никакая другая система
основополагающих ценностей, чтобы заменить ею прежние христианские
ценности. Следовательно, мы и дальше будем идти по пути углубления
экологического кризиса, пока не отвергнем христианскую догму, согласно
которой у природы нет никакого другого предназначения, кроме как служить
человеку.


                                                                        408