ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
406
нести в себе проявления божественной ментальности. Религиозное
исследование природы в целях лучшего понимания Бога известно как
натуральная теология. В ранней церкви, а особенно на греческом Востоке,
природа постигалась прежде всего как символическая система, через которую
Бог обращается к людям и говорит: жизнь муравья – это поучение бездельнику
о трудолюбии, поднимающееся пламя – символ стремления души ввысь. По
сути своей – это художественное, а не научное видение природы. Хотя в
Византии сохраняли и переписывали много древнегреческих научных текстов,
но наука, как мы ее знаем, едва ли могла процветать в таком окружении.
На латинском Западе с начала XIII века натуральная теология стала
развивать совершенно иное: отказавшись расшифровывать смысл природных
символов, данных Богом для общения с человеком, она пыталась понять
премудрость Божию путем раскрытия того, как устроено и как действует его
творение. Радуга перестала быть символом надежды, когда-то данной Ною
после потопа, религиозное понимание переориентировалось на другие задачи,
решая которые, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и Теодорик из Фрейберга
осуществили удивительно тонкую работу по исследованию оптических свойств
радуги. С XIII века и далее любой крупный ученый, включая Ньютона и
Лейбница, объяснял мотивы своей работы в религиозных терминах. Поистине,
если бы Галилей не претендовал на роль эксперта в теологических вопросах,
где он не мог быть иначе как любителем, его беды были бы намного меньшими:
теологи-профессионалы просто отразили его вторжение в свою область. И
Ньютон, как выяснилось теперь, считал себя больше теологом, чем ученым-
естественником. Вплоть до конца XVIII века гипотеза о Боге для многих
ученых вовсе не была ненужной.
Историку часто трудно судить, что именно – реальные мотивы или же
общепринятые в данной культуре соображения – приводят люди, чтобы
объяснить, почему они действуют так, а не иначе. В течение долгих веков
формирования западной науки ученые настойчиво и последовательно
утверждали, что дело их жизни и награда за труд – суметь “вслед за Богом
мыслить Его мыслями”. Сама настойчивость подобных заявлений убеждает в
том, что именно эти слова и выражают действительные мотивы труда этих
ученых. Если так, то современные западные естественные науки просто
являются отпечатком с матрицы христианской теологии. Иудейско-
христианский догмат о творении сформировал настолько действенную
религиозную веру, что она смогла дать сильный внутренний импульс развитию
естественных наук.
Альтернативный христианский взгляд
Итак, получается, что мы пришли к выводам, неприятным для многих
христиан. “Наука” и “техника” – это уважаемые слова в нашем словаре,
поэтому некоторые могут быть удовлетворены, узнав, во-первых, что с
исторической точки зрения современные естественные науки – это
экстраполяция натуральной теологии и, во-вторых, что современную технику
можно хотя бы отчасти объяснить как западную волюнтаристскую реализацию
нести в себе проявления божественной ментальности. Религиозное исследование природы в целях лучшего понимания Бога известно как натуральная теология. В ранней церкви, а особенно на греческом Востоке, природа постигалась прежде всего как символическая система, через которую Бог обращается к людям и говорит: жизнь муравья – это поучение бездельнику о трудолюбии, поднимающееся пламя – символ стремления души ввысь. По сути своей – это художественное, а не научное видение природы. Хотя в Византии сохраняли и переписывали много древнегреческих научных текстов, но наука, как мы ее знаем, едва ли могла процветать в таком окружении. На латинском Западе с начала XIII века натуральная теология стала развивать совершенно иное: отказавшись расшифровывать смысл природных символов, данных Богом для общения с человеком, она пыталась понять премудрость Божию путем раскрытия того, как устроено и как действует его творение. Радуга перестала быть символом надежды, когда-то данной Ною после потопа, религиозное понимание переориентировалось на другие задачи, решая которые, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон и Теодорик из Фрейберга осуществили удивительно тонкую работу по исследованию оптических свойств радуги. С XIII века и далее любой крупный ученый, включая Ньютона и Лейбница, объяснял мотивы своей работы в религиозных терминах. Поистине, если бы Галилей не претендовал на роль эксперта в теологических вопросах, где он не мог быть иначе как любителем, его беды были бы намного меньшими: теологи-профессионалы просто отразили его вторжение в свою область. И Ньютон, как выяснилось теперь, считал себя больше теологом, чем ученым- естественником. Вплоть до конца XVIII века гипотеза о Боге для многих ученых вовсе не была ненужной. Историку часто трудно судить, что именно – реальные мотивы или же общепринятые в данной культуре соображения – приводят люди, чтобы объяснить, почему они действуют так, а не иначе. В течение долгих веков формирования западной науки ученые настойчиво и последовательно утверждали, что дело их жизни и награда за труд – суметь “вслед за Богом мыслить Его мыслями”. Сама настойчивость подобных заявлений убеждает в том, что именно эти слова и выражают действительные мотивы труда этих ученых. Если так, то современные западные естественные науки просто являются отпечатком с матрицы христианской теологии. Иудейско- христианский догмат о творении сформировал настолько действенную религиозную веру, что она смогла дать сильный внутренний импульс развитию естественных наук. Альтернативный христианский взгляд Итак, получается, что мы пришли к выводам, неприятным для многих христиан. “Наука” и “техника” – это уважаемые слова в нашем словаре, поэтому некоторые могут быть удовлетворены, узнав, во-первых, что с исторической точки зрения современные естественные науки – это экстраполяция натуральной теологии и, во-вторых, что современную технику можно хотя бы отчасти объяснить как западную волюнтаристскую реализацию 406
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 404
- 405
- 406
- 407
- 408
- …
- следующая ›
- последняя »