Экологическая этика. Ильиных И.А. - 405 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

405
исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило
дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно
такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей.
Для обычного человека все это обернулось интересными последствиями.
В эпоху античности каждое дерево, каждый ручей, каждый водный поток,
каждый холм имели своего genius loci, своего духа-защитника. Эти духи были
доступны человеку, хотя и очень не похожи на него: кентавры, фавны, сирены,
наяды все они являли собой двойственный облик. Прежде чем срубить
дерево, вырыть шахту, перекрыть речку, важно было расположить в свою
пользу того духа, который владел определенной ситуацией, и позаботиться о
том, чтобы и впредь не лишиться его милости. Разрушив языческий анимизм.
Христианство открыло психологическую возможность эксплуатировать
природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.
Часто говорят, что Церковь заменила анимизм культом святых. Но святой
вовсе не пребывает в естественных объектах; у него может быть место
почитания на земле, но его гражданство на небесах. Более того, святой во
всем человек, и к нему можно обращаться человеческим образом. Конечно,
помимо святых, в Христианстве есть еще ангелы и демоны, унаследованные им
из Иудаизма и, возможно, из Зороастризма. Но все эти существа столь же
мобильны, как и святые. Духи, жившие в самих естественных объектах и ранее
защищавшие природу от человека, теперь исчезли. Была утверждена
действенная монополия человека над духовностью в нашем мире, а старые
запреты на эксплуатацию природы были разрушены.
Высказываясь в подобном уничтожающем духе, нужно сделать
определенные оговорки. Христианство это сложная вера, и ее последствия
различны в разных контекстах. Сказанное мною можно успешно применить к
средневековому Западу, где техника действительно добилась впечатляющих
успехов. Этого нельзя сказать о греческом Востоке высокоцивилизованном
мире с весьма сильно выраженной христианской самоотдачей в вере; здесь не
видно, чтобы были осуществлены какие-либо значимые технические
нововведения после конца VII века, когда был изобретен греческий огонь.
Чтобы понять, в чем здесь разница, нужно увидеть отличия в тональности
благочестия и мышления, хорошо раскрытые исследователями, сравнившими
теологии греко-византийской и западной церквей. Греки верили, что грех это
слепота разума и что спасение следует искать во внутреннем просвещении и в
ортодоксии, то есть в сфере чистого мышления. Латиняне иначе решали вопрос
они понимали, что грех это нравственное зло, поэтому спасение искали в
правильном поведении. Восточная теология была интеллектуалистична,
западная волюнтаристична. Греческий святой созерцал, западный действовал.
Втягивание Христианства в покорение природы должно было легче проявиться
в западной атмосфере.
Христианский догмат о творении, который можно найти в начале всех
символов веры, имеет особый смысл для нашего понимания современного
экологического кризиса. Бог дал людям через откровение Библию, книгу
Священного Писания. Но поскольку Бог сотворил природу, она тоже должна
исключением, возможно, зороастризма, христианство не только установило
дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно
такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей.
      Для обычного человека все это обернулось интересными последствиями.
В эпоху античности каждое дерево, каждый ручей, каждый водный поток,
каждый холм имели своего genius loci, своего духа-защитника. Эти духи были
доступны человеку, хотя и очень не похожи на него: кентавры, фавны, сирены,
наяды – все они являли собой двойственный облик. Прежде чем срубить
дерево, вырыть шахту, перекрыть речку, важно было расположить в свою
пользу того духа, который владел определенной ситуацией, и позаботиться о
том, чтобы и впредь не лишиться его милости. Разрушив языческий анимизм.
Христианство открыло психологическую возможность эксплуатировать
природу в духе безразличия к самочувствию естественных объектов.
      Часто говорят, что Церковь заменила анимизм культом святых. Но святой
вовсе не пребывает в естественных объектах; у него может быть место
почитания на земле, но его гражданство – на небесах. Более того, святой – во
всем человек, и к нему можно обращаться человеческим образом. Конечно,
помимо святых, в Христианстве есть еще ангелы и демоны, унаследованные им
из Иудаизма и, возможно, из Зороастризма. Но все эти существа столь же
мобильны, как и святые. Духи, жившие в самих естественных объектах и ранее
защищавшие природу от человека, теперь исчезли. Была утверждена
действенная монополия человека над духовностью в нашем мире, а старые
запреты на эксплуатацию природы были разрушены.
      Высказываясь в подобном уничтожающем духе, нужно сделать
определенные оговорки. Христианство – это сложная вера, и ее последствия
различны в разных контекстах. Сказанное мною можно успешно применить к
средневековому Западу, где техника действительно добилась впечатляющих
успехов. Этого нельзя сказать о греческом Востоке – высокоцивилизованном
мире с весьма сильно выраженной христианской самоотдачей в вере; здесь не
видно, чтобы были осуществлены какие-либо значимые технические
нововведения после конца VII века, когда был изобретен греческий огонь.
Чтобы понять, в чем здесь разница, нужно увидеть отличия в тональности
благочестия и мышления, хорошо раскрытые исследователями, сравнившими
теологии греко-византийской и западной церквей. Греки верили, что грех – это
слепота разума и что спасение следует искать во внутреннем просвещении и в
ортодоксии, то есть в сфере чистого мышления. Латиняне иначе решали вопрос
– они понимали, что грех – это нравственное зло, поэтому спасение искали в
правильном поведении. Восточная теология была интеллектуалистична,
западная – волюнтаристична. Греческий святой созерцал, западный действовал.
Втягивание Христианства в покорение природы должно было легче проявиться
в западной атмосфере.
      Христианский догмат о творении, который можно найти в начале всех
символов веры, имеет особый смысл для нашего понимания современного
экологического кризиса. Бог дал людям через откровение Библию, книгу
Священного Писания. Но поскольку Бог сотворил природу, она тоже должна

                                                                        405