Экологическая этика. Ильиных И.А. - 412 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

412
Глубокая экология
Новую парадигму можно назвать холистическим мировоззрением,
взглядом на мир как на единое целое, а не собрание разрозненных частей. Ее
также можно назвать экологическим взглядом, если термин «экологический»
использовать в гораздо более широком и глубоком смысле, чем обычно.
Глубокое экологическое осознание признает взаимозависимость всех
феноменов и тот факт, что, как индивиды и члены общества, мы все включены
в циклические процессы природы и в конечном счете зависимы от них.
Два термина, «холистический» и «экологический», слегка различаются по
своему значению. По-видимому, «холистический» меньше подходит для
описания новой парадигмы. Применять холистический, подход, например, к
велосипеду значит видеть в велосипеде функционально целое и понимать
взаимозависимость его частей, соответственно. Экологический взгляд включает
и этот подход, однако он добавляет представление о том, каким образом
велосипед соотносится с окружающей природной и социальной средой откуда
пришло сырье, из которого он изготовлен, как его производят, как его
использование влияет на природную среду и на то сообщество, в котором его
используют, и т. д. Это различие между «холистическим» и «экологическим»
становится еще более ощутимым, когда мы говорим о живых системах, для
которых связи с окружающей средой неизмеримо важнее.
Тот смысл, в котором я использую термин «экологический», связан с
общественным движением, известным как глубокая экология и быстро
набирающим силу. Соответствующая философская школа была основана
норвежским философом Арне Наэссом в начале 70-х, когда он разделил
экологию на поверхностную [shallow] и глубокую [deep]. Это различие в
настоящее время широко принято как очень полезная терминология для
различения основных направлений в рамках современной экологической
мысли.
Поверхностная экология антропоцентрична, ориентирована на человека.
Она помещает человека над природой или вне ее. Человек рассматривается как
источник всех ценностей, а природе приписывается лишь инструментальная и
потребительская ценность. Глубокая экология не отделяет людей и ничто
другое от природного окружения. Она видит мир не как собрание
изолированных объектов, но как сеть феноменов, которые фундаментально
взаимосвязаны и взаимозависимы. Глубокая экология признает изначальную
ценность всех живых существ и рассматривает людей лишь как особую
паутинку в паутине жизни.
В конечном счете глубокое экологическое осознание это осознание
духовное, или религиозное. Когда понятие человеческого духа понимается как
тип сознания, при котором индивид ощущает свою принадлежность к
непрерывности, к всеобъемлющему космосу, становится ясно, что
экологическое осознание духовно в своей глубочайшей сути. Таким образом, не
удивительно, что возникающее новое видение реальности, основанное на
осознании глубокой экологии, согласуется с так называемой «вечной
      Глубокая экология
      Новую парадигму можно назвать холистическим мировоззрением,
взглядом на мир как на единое целое, а не собрание разрозненных частей. Ее
также можно назвать экологическим взглядом, если термин «экологический»
использовать в гораздо более широком и глубоком – смысле, чем обычно.
Глубокое экологическое осознание признает взаимозависимость всех
феноменов и тот факт, что, как индивиды и члены общества, мы все включены
в циклические процессы природы и в конечном счете зависимы от них.
      Два термина, «холистический» и «экологический», слегка различаются по
своему значению. По-видимому, «холистический» меньше подходит для
описания новой парадигмы. Применять холистический, подход, например, к
велосипеду – значит видеть в велосипеде функционально целое и понимать
взаимозависимость его частей, соответственно. Экологический взгляд включает
и этот подход, однако он добавляет представление о том, каким образом
велосипед соотносится с окружающей природной и социальной средой – откуда
пришло сырье, из которого он изготовлен, как его производят, как его
использование влияет на природную среду и на то сообщество, в котором его
используют, и т. д. Это различие между «холистическим» и «экологическим»
становится еще более ощутимым, когда мы говорим о живых системах, для
которых связи с окружающей средой неизмеримо важнее.
      Тот смысл, в котором я использую термин «экологический», связан с
общественным движением, известным как глубокая экология и быстро
набирающим силу. Соответствующая философская школа была основана
норвежским философом Арне Наэссом в начале 70-х, когда он разделил
экологию на поверхностную [shallow] и глубокую [deep]. Это различие в
настоящее время широко принято как очень полезная терминология для
различения основных направлений в рамках современной экологической
мысли.
      Поверхностная экология антропоцентрична, ориентирована на человека.
Она помещает человека над природой или вне ее. Человек рассматривается как
источник всех ценностей, а природе приписывается лишь инструментальная и
потребительская ценность. Глубокая экология не отделяет людей – и ничто
другое – от природного окружения. Она видит мир не как собрание
изолированных объектов, но как сеть феноменов, которые фундаментально
взаимосвязаны и взаимозависимы. Глубокая экология признает изначальную
ценность всех живых существ и рассматривает людей лишь как особую
паутинку в паутине жизни.
      В конечном счете глубокое экологическое осознание – это осознание
духовное, или религиозное. Когда понятие человеческого духа понимается как
тип сознания, при котором индивид ощущает свою принадлежность к
непрерывности, к всеобъемлющему космосу, становится ясно, что
экологическое осознание духовно в своей глубочайшей сути. Таким образом, не
удивительно, что возникающее новое видение реальности, основанное на
осознании глубокой экологии, согласуется с так называемой «вечной

                                                                       412