Экологическая этика. Ильиных И.А. - 414 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

414
экологии. Экофеминисты видят в патриархальном господстве мужчины над
женщиной прототип всех видов господства и эксплуатации в их различных
иерархических, милитаристских, капиталистических и индустриальных
проявлениях. Они отмечают, в частности, что эксплуатация природы шла нога в
ногу с эксплуатацией женщины, которая издревле олицетворяла природу.
Извечная связь между женщиной и природой обусловила непрерывную
параллель между историей женщин и историей окружающей среды; она же
послужила источником естественного родства между феминизмом и экологией.
Соответственно, экофеминисты видят в эмпирическом женском знании
важнейший источник экологического видения реальности.
Новые ценности
В этом кратком наброске нарождающейся экологической парадигмы я
пока отметил лишь сдвиги в представлениях и мышлении. Если бы этим
исчерпывались все необходимые перемены, переход к новой парадигме
происходил бы гораздо легче. Движение глубокой экологии объединяет
внушительную когорту ярких мыслителей, которые могли бы надежно убедить
наших политических и корпоративных лидеров в преимуществах нового
мышления. Но это лишь полдела. Сдвиг парадигм требует совершенствования
не только наших представлений и мышления, но и самой системы ценностей.
И здесь интересно отметить поразительную связь между переменами в
мышлении и изменением ценностей. Оба эти процесса можно рассматривать
как сдвиг от самоутверждения к интеграции. Эти тенденции
самоутверждающая и интегративная представляют собой два важнейших
аспекта любой живой системы. Ни один из них по своей сущности не является
ни хорошим, ни плохим. Хорошее, или здоровое, характеризуется
динамическим равновесием, плохое, или болезненное, обусловлено
нарушением равновесия переоценкой одной тенденции и пренебрежением
другой. Обращаясь теперь к нашей западной индустриальной культуре, мы
видим явную переоценку самоутверждения и недооценку интегрирования. Это
с очевидностью доминирует и в нашем мышлении, и в системе наших
ценностей. Весьма поучительно сопоставить эти противоположные тенденции:
Мышление Ценности
Самоутверждающее
Интегративное
Самоутверждающие
Интегративные
Рациональное Интуитивное Экспансия Консервация
Анализ Синтез Конкуренция Кооперация
Редукционистское Холистическое
Количество Качество
Линейное Нелинейное Господство Партнерство
Анализируя эту таблицу, мы можем заметить, что самоутверждающие
ценности
конкуренция, экспансия, господство ассоциируются, как правило,
с мужчинами. Действительно, в патриархальном обществе мужчины
экологии. Экофеминисты видят в патриархальном господстве мужчины над
женщиной прототип всех видов господства и эксплуатации в их различных
иерархических, милитаристских, капиталистических и индустриальных
проявлениях. Они отмечают, в частности, что эксплуатация природы шла нога в
ногу с эксплуатацией женщины, которая издревле олицетворяла природу.
Извечная связь между женщиной и природой обусловила непрерывную
параллель между историей женщин и историей окружающей среды; она же
послужила источником естественного родства между феминизмом и экологией.
Соответственно, экофеминисты видят в эмпирическом женском знании
важнейший источник экологического видения реальности.

      Новые ценности
      В этом кратком наброске нарождающейся экологической парадигмы я
пока отметил лишь сдвиги в представлениях и мышлении. Если бы этим
исчерпывались все необходимые перемены, переход к новой парадигме
происходил бы гораздо легче. Движение глубокой экологии объединяет
внушительную когорту ярких мыслителей, которые могли бы надежно убедить
наших политических и корпоративных лидеров в преимуществах нового
мышления. Но это лишь полдела. Сдвиг парадигм требует совершенствования
не только наших представлений и мышления, но и самой системы ценностей.
      И здесь интересно отметить поразительную связь между переменами в
мышлении и изменением ценностей. Оба эти процесса можно рассматривать
как сдвиг от самоутверждения к интеграции. Эти тенденции –
самоутверждающая и интегративная – представляют собой два важнейших
аспекта любой живой системы. Ни один из них по своей сущности не является
ни хорошим, ни плохим. Хорошее, или здоровое, характеризуется
динамическим равновесием, плохое, или болезненное, обусловлено
нарушением равновесия – переоценкой одной тенденции и пренебрежением
другой. Обращаясь теперь к нашей западной индустриальной культуре, мы
видим явную переоценку самоутверждения и недооценку интегрирования. Это
с очевидностью доминирует и в нашем мышлении, и в системе наших
ценностей. Весьма поучительно сопоставить эти противоположные тенденции:


   Мышление                       Ценности
   Самоутверждающее Интегративное Самоутверждающие Интегративные
   Рациональное     Интуитивное Экспансия          Консервация
   Анализ           Синтез        Конкуренция      Кооперация
   Редукционистское Холистическое Количество       Качество
   Линейное         Нелинейное Господство          Партнерство

     Анализируя эту таблицу, мы можем заметить, что самоутверждающие
ценности – конкуренция, экспансия, господство – ассоциируются, как правило,
с мужчинами. Действительно, в патриархальном обществе мужчины
                                                                       414