Экологическая этика. Ильиных И.А. - 415 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

415
наделяются не только привилегиями, но также экономическими
преимуществами и политической властью. И в этом кроется одна из причин
того, почему сдвиг к более сбалансированной системе ценностей так труден для
большинства людей, в особенности для мужчин.
Власть, в смысле господства над другими, это экстремальная форма
самоутверждения. Социальная структура, в которой ее влияние наиболее
эффективно, иерархия. Действительно, наши политические, военные и
корпоративные структуры построены по иерархическому принципу, причем
мужчины, как правило, занимают высшие уровни, а женщины низшие.
Большинство этих мужчин, а также несколько меньшее число женщин
привыкли считать свое место в этой иерархии частью своей индивидуальности,
и поэтому сдвиг в сторону другой системы ценностей порождает в них
экзистенциальный страх.
Между тем существует другая форма власти, более приемлемая для новой
парадигмы, власть как способность влиять на других. Идеальной структурой
для осуществления этого типа власти является не иерархия, а сеть, которая, как
мы увидим далее, также служит центральной метафорой экологии. Таким
образом, сдвиг парадигмы подразумевает и сдвиг в социальной организации
от иерархий к сетям.
Этика
Вопрос о системе ценностей, во всей его сложности и полноте, является
основополагающей проблемой глубокой экологии: фактически он определяет
ее смысл. Если старая парадигма основана на антропоцентрических (гомо-
ориентированных) ценностях, то в основе глубокой экологии лежат
экоцентрические (глобо-ориентированные) ценности. Это мировоззрение
признает изначальную ценность всякой жизни, помимо человеческого
сообщества. Все живые существа являются членами экологических сообществ,
объединенных друг с другом сетью взаимозависимостей. Когда такое глубокое
экологическое представление становится частью нашего повседневного
сознания, возникает радикально новая система этики.
Глубокая экологическая этика насущно необходима именно сегодня, в
особенности в науке, поскольку львиная доля того, чем занимаются ученые,
способствует не развитию и сохранению жизни, но ее разрушению. Физики
изобретают оружие, грозящее смести жизнь с нашей планеты; химики
загрязняют окружающую среду в глобальном масштабе; биологи дают жизнь
новым неведомым микроорганизмам, не представляя себе последствий их
появления на свет; психологи и другие ученые истязают животных во имя
научного прогресса вся эта непрекращающаяся «деятельность» наводит на
мысль о незамедлительном введении эколого-этических законов в современную
науку.
Мало кто признает, что система ценностей не второстепенный фактор в
науке и технологии, что она составляет их основу и служит движущей силой.
Научная революция XVII века отделила ценности от фактов, и с тех самых пор
мы склонны верить, что научные факты не зависят от того, чем мы занимаемся,
наделяются не только привилегиями, но также экономическими
преимуществами и политической властью. И в этом кроется одна из причин
того, почему сдвиг к более сбалансированной системе ценностей так труден для
большинства людей, в особенности для мужчин.
      Власть, в смысле господства над другими, – это экстремальная форма
самоутверждения. Социальная структура, в которой ее влияние наиболее
эффективно, – иерархия. Действительно, наши политические, военные и
корпоративные структуры построены по иерархическому принципу, причем
мужчины, как правило, занимают высшие уровни, а женщины – низшие.
Большинство этих мужчин, а также несколько меньшее число женщин
привыкли считать свое место в этой иерархии частью своей индивидуальности,
и поэтому сдвиг в сторону другой системы ценностей порождает в них
экзистенциальный страх.
      Между тем существует другая форма власти, более приемлемая для новой
парадигмы, – власть как способность влиять на других. Идеальной структурой
для осуществления этого типа власти является не иерархия, а сеть, которая, как
мы увидим далее, также служит центральной метафорой экологии. Таким
образом, сдвиг парадигмы подразумевает и сдвиг в социальной организации –
от иерархий к сетям.

      Этика
      Вопрос о системе ценностей, во всей его сложности и полноте, является
основополагающей проблемой глубокой экологии: фактически он определяет
ее смысл. Если старая парадигма основана на антропоцентрических (гомо-
ориентированных) ценностях, то в основе глубокой экологии лежат
экоцентрические (глобо-ориентированные) ценности. Это мировоззрение
признает изначальную ценность всякой жизни, помимо человеческого
сообщества. Все живые существа являются членами экологических сообществ,
объединенных друг с другом сетью взаимозависимостей. Когда такое глубокое
экологическое представление становится частью нашего повседневного
сознания, возникает радикально новая система этики.
      Глубокая экологическая этика насущно необходима именно сегодня, в
особенности в науке, поскольку львиная доля того, чем занимаются ученые,
способствует не развитию и сохранению жизни, но ее разрушению. Физики
изобретают оружие, грозящее смести жизнь с нашей планеты; химики
загрязняют окружающую среду в глобальном масштабе; биологи дают жизнь
новым неведомым микроорганизмам, не представляя себе последствий их
появления на свет; психологи и другие ученые истязают животных во имя
научного прогресса – вся эта непрекращающаяся «деятельность» наводит на
мысль о незамедлительном введении эколого-этических законов в современную
науку.
      Мало кто признает, что система ценностей – не второстепенный фактор в
науке и технологии, что она составляет их основу и служит движущей силой.
Научная революция XVII века отделила ценности от фактов, и с тех самых пор
мы склонны верить, что научные факты не зависят от того, чем мы занимаемся,

                                                                          415