Экологическая этика. Ильиных И.А. - 416 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

416
и, следовательно, не зависят от нашей системы ценностей. В действительности
же научные факты возникают из целого конгломерата человеческих
представлений, ценностей и поступков одним словом, из парадигмы, от
которой они не могут быть отделены. И хотя многие частные исследования
могут явным образом не зависеть от системы ценностей ученого, более
широкая парадигма, в контексте которой проводятся эти исследования, никогда
не будет свободна от этой системы. А это означает, что ученые несут за свои
изыскания не только интеллектуальную, но и моральную ответственность.
В контексте глубокой экологии, понимание того, что система ценностей
присуща всей живой природе, зарождается в глубоко экологическом, духовном
опыте единства природы и «я». Такое расширение нашего «я» вплоть до
отождествления с природой становится основой глубокой экологии. Это ярко
выражено у Арне Назсса:
Поток забот течет естественно, если «я» расширяется и углубляется так,
что начинаешь ощущать защиту свободной Природы и постигаешь, что эта
защита распространяется на всех нас... Точно так же как мораль не нужна нам,
чтобы дышать... вашему «я», если оно объединяется, в широком смысле, с
другим существом, не требуются моральные проповеди для проявления
заботы... Вы заботитесь о себе, не ощущая морального, принуждающего
давления... Если реальность такова, как она ощущается экологическим «я»,
наше поведение естественно и изящно следует строгим правилам этики окружа-
ющей среды.
Из этого следует, что между экологическим восприятием мира и со-
ответствующим поведением существует не логическая, но психологическая
связь. Логика отнюдь не уводит нас от того факта, что мы являемся
интегральной частью паутины жизни, в сторону жестких правил,
определяющих, как нам следует жить. Тем не менее, если мы обладаем глубоко
экологическим осознанием, или опытом, бытия как участия в паутине жизни,
тогда мы будем (как противоположность) вынуждены заботиться о всей живой
природе. Фактически мы и не сможем реагировать по-другому.
Связь между экологией и психологией, выражаемая понятием эко-
логического «я», недавно была исследована несколькими авторами. Специалист
по глубокой экологии Джоанна Мэйси пишет об «озеленении себя», философ
Уорвик Фокс ввел в обиход термин трансперсональная экология, а историк
культуры Теодор Розак использует понятие эко-психологии для обозначения
глубокой связи между двумя этими сферами, которые до недавнего прошлого
были совершенно раздельными.
Сдвиг от физики к наукам о жизни
Называя зарождающееся новое видение реальности экологическим, в
смысле глубокой экологии, мы еще раз подчеркиваем, что жизнь как таковая
находится в самом его центре. Это очень важный момент для науки, поскольку
в старой парадигме физика являлась моделью и источником метафор для всех
других наук. «Вся философия подобна дереву; корни
это метафизика, ствол
физика, а крона это все другие науки», писал Декарт.
и, следовательно, не зависят от нашей системы ценностей. В действительности
же научные факты возникают из целого конгломерата человеческих
представлений, ценностей и поступков – одним словом, из парадигмы, от
которой они не могут быть отделены. И хотя многие частные исследования
могут явным образом не зависеть от системы ценностей ученого, более
широкая парадигма, в контексте которой проводятся эти исследования, никогда
не будет свободна от этой системы. А это означает, что ученые несут за свои
изыскания не только интеллектуальную, но и моральную ответственность.
      В контексте глубокой экологии, понимание того, что система ценностей
присуща всей живой природе, зарождается в глубоко экологическом, духовном
опыте единства природы и «я». Такое расширение нашего «я» вплоть до
отождествления с природой становится основой глубокой экологии. Это ярко
выражено у Арне Назсса:
      Поток забот течет естественно, если «я» расширяется и углубляется так,
что начинаешь ощущать защиту свободной Природы и постигаешь, что эта
защита распространяется на всех нас... Точно так же как мораль не нужна нам,
чтобы дышать... вашему «я», если оно объединяется, в широком смысле, с
другим существом, не требуются моральные проповеди для проявления
заботы... Вы заботитесь о себе, не ощущая морального, принуждающего
давления... Если реальность такова, как она ощущается экологическим «я»,
наше поведение естественно и изящно следует строгим правилам этики окружа-
ющей среды.
      Из этого следует, что между экологическим восприятием мира и со-
ответствующим поведением существует не логическая, но психологическая
связь. Логика отнюдь не уводит нас от того факта, что мы являемся
интегральной частью паутины жизни, в сторону жестких правил,
определяющих, как нам следует жить. Тем не менее, если мы обладаем глубоко
экологическим осознанием, или опытом, бытия как участия в паутине жизни,
тогда мы будем (как противоположность) вынуждены заботиться о всей живой
природе. Фактически мы и не сможем реагировать по-другому.
      Связь между экологией и психологией, выражаемая понятием эко-
логического «я», недавно была исследована несколькими авторами. Специалист
по глубокой экологии Джоанна Мэйси пишет об «озеленении себя», философ
Уорвик Фокс ввел в обиход термин трансперсональная экология, а историк
культуры Теодор Розак использует понятие эко-психологии для обозначения
глубокой связи между двумя этими сферами, которые до недавнего прошлого
были совершенно раздельными.

      Сдвиг от физики к наукам о жизни
      Называя зарождающееся новое видение реальности экологическим, в
смысле глубокой экологии, мы еще раз подчеркиваем, что жизнь как таковая
находится в самом его центре. Это очень важный момент для науки, поскольку
в старой парадигме физика являлась моделью и источником метафор для всех
других наук. «Вся философия подобна дереву; корни – это метафизика, ствол –
физика, а крона – это все другие науки», – писал Декарт.

                                                                        416