Экологическая этика. Ильиных И.А. - 423 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

423
конкретных сферах общественной жизни и может быть соотнесена с отдельной
личностью, социальной группой или даже обществом в целом. Отсюда видно,
что культура это такой универсум, который возможно использовать в самых
различных измерениях и плоскостях.
И действительно, социологи и философы по-разному проводят
периодизацию и классификацию феномена культуры. Например, можно
говорить об античной, средневековой и современной культуре. Привычным
стало деление на западную и восточную культуру. Допустимо выделять
христианскую, мусульманскую и буддийскую культуру. В совсем еще недавние
времена мы говорили о буржуазной и пролетарской культуре. И, наконец, мы
можем говорить об экологической культуре, имея в виду специфические
способы проявления жизнедеятельности людей в сфере их отношений с
природой.
Более того, мы можем провести периодизацию культур по характеру
отношения общества к природе. В частности, имеет смысл выделить этап
синкретической или, как иногда говорят, мифологической культуры, когда
человек еще не научился отделять себя от природы, а природа для него
выступала обиталищем таинственных и могущественных сил, от которых
человек полностью зависел и которым поклонялся как божествам. Этот этап
занимает большую часть человеческой истории. И было бы опрометчиво
трактовать его как эпоху примитивных и ограниченных знаний о природе. Эти
знания были специфичны по форме выражения, но весьма основательны по
глубине, поскольку заключали в себе многотысячелетний опыт наблюдений за
природными явлениями, его осмысление и обобщение. На Руси этот этап более
известен как этап ведической культуры, уходящей своими корнями в Древнюю
Индию. Само слово "ведать" означает "знать". Мы и сегодня еще употребляем
такие термины, как землеведение, природоведение, ландшафтоведение, что
означает знание о земле, природе, ландшафте. Ведическая культура,
несомненно, была экологична по своей сути и содержанию.
Следующий за синкретической культурой период можно было бы назвать
этапом антропоцентрической культуры, в рамках которой доминировал
принцип природоборчества, установка на покорение природы во имя
благосостояния человека, его процветания. Этот этап, по сути, не окончился
еще и сегодня, но все мы являемся живыми свидетелями начала его
постепенного угасания. Хотя субъект с его запросами остается в центре
внимания социальной философии, призывы покорять природу уже ни у кого не
вызывают сочувствия.
Сегодня можно говорить о новом (третьем) этапе человеческой культуры.
Он нарождается в условиях глобального экологического кризиса и, по-
видимому, вступит в полную силу через несколько десятилетий. Этот этап
характеризуется постепенным смещением акцента в общественном сознании от
антропоцентризма к эксцентризму, когда в центре внимания окажутся
проблемы отношения между человеком (обществом) и природой, проблемы
гармонии этих отношений. Это будет этап экологической культуры. В чем-то
он будет повторять первый этап, но совокупность знаний, составляющих его
конкретных сферах общественной жизни и может быть соотнесена с отдельной
личностью, социальной группой или даже обществом в целом. Отсюда видно,
что культура – это такой универсум, который возможно использовать в самых
различных измерениях и плоскостях.
      И действительно, социологи и философы по-разному проводят
периодизацию и классификацию феномена культуры. Например, можно
говорить об античной, средневековой и современной культуре. Привычным
стало деление на западную и восточную культуру. Допустимо выделять
христианскую, мусульманскую и буддийскую культуру. В совсем еще недавние
времена мы говорили о буржуазной и пролетарской культуре. И, наконец, мы
можем говорить об экологической культуре, имея в виду специфические
способы проявления жизнедеятельности людей в сфере их отношений с
природой.
      Более того, мы можем провести периодизацию культур по характеру
отношения общества к природе. В частности, имеет смысл выделить этап
синкретической или, как иногда говорят, мифологической культуры, когда
человек еще не научился отделять себя от природы, а природа для него
выступала обиталищем таинственных и могущественных сил, от которых
человек полностью зависел и которым поклонялся как божествам. Этот этап
занимает большую часть человеческой истории. И было бы опрометчиво
трактовать его как эпоху примитивных и ограниченных знаний о природе. Эти
знания были специфичны по форме выражения, но весьма основательны по
глубине, поскольку заключали в себе многотысячелетний опыт наблюдений за
природными явлениями, его осмысление и обобщение. На Руси этот этап более
известен как этап ведической культуры, уходящей своими корнями в Древнюю
Индию. Само слово "ведать" означает "знать". Мы и сегодня еще употребляем
такие термины, как землеведение, природоведение, ландшафтоведение, что
означает знание о земле, природе, ландшафте. Ведическая культура,
несомненно, была экологична по своей сути и содержанию.
      Следующий за синкретической культурой период можно было бы назвать
этапом антропоцентрической культуры, в рамках которой доминировал
принцип природоборчества, установка на покорение природы во имя
благосостояния человека, его процветания. Этот этап, по сути, не окончился
еще и сегодня, но все мы являемся живыми свидетелями начала его
постепенного угасания. Хотя субъект с его запросами остается в центре
внимания социальной философии, призывы покорять природу уже ни у кого не
вызывают сочувствия.
      Сегодня можно говорить о новом (третьем) этапе человеческой культуры.
Он нарождается в условиях глобального экологического кризиса и, по-
видимому, вступит в полную силу через несколько десятилетий. Этот этап
характеризуется постепенным смещением акцента в общественном сознании от
антропоцентризма к эксцентризму, когда в центре внимания окажутся
проблемы отношения между человеком (обществом) и природой, проблемы
гармонии этих отношений. Это будет этап экологической культуры. В чем-то
он будет повторять первый этап, но совокупность знаний, составляющих его

                                                                       423