ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
424
основу, будет выстроена по самым строгим критериям научной
рациональности. Вместо принципов анимизма и антропоморфизма на
вооружение здесь будут взяты принципы экологического гуманизма, например,
в духе известного тезиса Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью.
Это благоговение А. Швейцер раскрывал как "безграничную ответственность за
все живое на земле". Он писал: "Для истинно нравственного человека всякая
жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется
нижестоящей"1.
Вступление в эпоху экологической культуры можно мыслить как процесс
нарастающей экологизации ныне существующих культур. Стоит в этой связи
отметить, что понятие культуры по самому своему исходному смыслу
экологично. Как известно, слово "культура" происходит от латинского корня и
означает в буквальном переводе "возделывание", "обрабатывание". Кстати,
этим словом поначалу обозначали процесс возделывания земли. Именно
оттуда, из древности, пришло понятие "сельскохозяйственные культуры".
Возделывая, обрабатывая землю, мы вносим в природу определенные
изменения, преобразуем ее. И так всегда: любой творческий акт, действие,
которое мы совершаем, в конечном счете оборачивается преобразованной в
чем-то природой, использованием ее ресурсов, т.е. определенными
экологическими последствиями. Уже отсюда видна глубинная связь понятий
культуры и экологии.
Остается далее отметить, что человек преобразует природу в
соответствии с тем миром идеального, который сложился у него в голове, т.е. в
соответствии со своими идеями, представлениями, состоянием духа, чувств,
нравственности и т.д. Таким образом, культура в ее внешнем проявлении (в
форме измененной природы) есть отражение внутреннего мира человека,
который никогда не бывает и не может быть точной копией объекта, иначе
преобразование природы вообще стало бы невозможным. Более того, именно
это несовпадение дает нам философское и логическое основание говорить
также о культуре в ее внутреннем проявлении, т.е. о духовной культуре,
охватывающей сферу идеального. Человек творит в сфере идеального и затем
переносит результаты этого творчества в сферу объективной реальности, в
окружающую природную среду. Принятое в литературе расщепление феномена
культуры на материальную и духовную компоненты оправдано, но оправдано
не столько по содержанию, сколько по форме. В этом расщеплении не следует
терять главного: соответствия происходящих в природе изменений состоянию
нашего духа и сознания. Если происшедшие в природе изменения мы
расцениваем как неблагоприятные, то это означает, что имеется нечто
неблагоприятное, ущербное в нашей духовной культуре. По тому, что мы
делаем с окружающей природной средой, можно диагностировать болезни и
пороки нашего духовно-нравственного мира. Естественно поэтому, что
отношения людей к природе и друг к другу должны в общем и целом как-то
коррелироваться. Например, утилитарно-потребительское отношение к природе
указывает на то, что таким же образом, скорее всего, люди будут относиться и
друг к другу. И хотя в сфере социальных отношений мы стремимся как-то
основу, будет выстроена по самым строгим критериям научной рациональности. Вместо принципов анимизма и антропоморфизма на вооружение здесь будут взяты принципы экологического гуманизма, например, в духе известного тезиса Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью. Это благоговение А. Швейцер раскрывал как "безграничную ответственность за все живое на земле". Он писал: "Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей"1. Вступление в эпоху экологической культуры можно мыслить как процесс нарастающей экологизации ныне существующих культур. Стоит в этой связи отметить, что понятие культуры по самому своему исходному смыслу экологично. Как известно, слово "культура" происходит от латинского корня и означает в буквальном переводе "возделывание", "обрабатывание". Кстати, этим словом поначалу обозначали процесс возделывания земли. Именно оттуда, из древности, пришло понятие "сельскохозяйственные культуры". Возделывая, обрабатывая землю, мы вносим в природу определенные изменения, преобразуем ее. И так всегда: любой творческий акт, действие, которое мы совершаем, в конечном счете оборачивается преобразованной в чем-то природой, использованием ее ресурсов, т.е. определенными экологическими последствиями. Уже отсюда видна глубинная связь понятий культуры и экологии. Остается далее отметить, что человек преобразует природу в соответствии с тем миром идеального, который сложился у него в голове, т.е. в соответствии со своими идеями, представлениями, состоянием духа, чувств, нравственности и т.д. Таким образом, культура в ее внешнем проявлении (в форме измененной природы) есть отражение внутреннего мира человека, который никогда не бывает и не может быть точной копией объекта, иначе преобразование природы вообще стало бы невозможным. Более того, именно это несовпадение дает нам философское и логическое основание говорить также о культуре в ее внутреннем проявлении, т.е. о духовной культуре, охватывающей сферу идеального. Человек творит в сфере идеального и затем переносит результаты этого творчества в сферу объективной реальности, в окружающую природную среду. Принятое в литературе расщепление феномена культуры на материальную и духовную компоненты оправдано, но оправдано не столько по содержанию, сколько по форме. В этом расщеплении не следует терять главного: соответствия происходящих в природе изменений состоянию нашего духа и сознания. Если происшедшие в природе изменения мы расцениваем как неблагоприятные, то это означает, что имеется нечто неблагоприятное, ущербное в нашей духовной культуре. По тому, что мы делаем с окружающей природной средой, можно диагностировать болезни и пороки нашего духовно-нравственного мира. Естественно поэтому, что отношения людей к природе и друг к другу должны в общем и целом как-то коррелироваться. Например, утилитарно-потребительское отношение к природе указывает на то, что таким же образом, скорее всего, люди будут относиться и друг к другу. И хотя в сфере социальных отношений мы стремимся как-то 424
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 422
- 423
- 424
- 425
- 426
- …
- следующая ›
- последняя »