Экологическая этика. Ильиных И.А. - 426 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

426
эту задачу можно решить, лишь культивируя в себе любовь ко всему
человечеству, перешагивая при этом через государственные границы и
национальные интересы. Иными словами, каждый сторонник Бахай обязан
стать гражданином мира, т.е. космополитом. Идея не нова, особенно если
вспомнить, что этот термин придумал еще Сократ, который называл себя
космополитом, имея в виду родство между Богом и людьми, органическую
связь между космосом и человеком. Только теперь под космополитическую
идею подводится экологическая подоплека. А.Д. Урсул был прав, когда
называл религию Бахай "религиозным аналогом мондиалистского течения"2.
И все же есть основания полагать, что большие и малые религии Востока
способны оказать существенное влияние на процесс формирования
экологической культуры. Не следует исключать и того, что это влияние
распространится на Европу в форме экологизации нравственной сферы жизни,
ее мировоззренческих установок.
Экологическая культура вовсе не обязана иметь под собой рациональное
основание. Чтобы обрести масштабность, стать неотъемлемой чертой целого
общества, она должна прорасти своими корнями прежде всего в сердцах людей.
Любое массовое явление базируется обычно на чувственном опыте, на
эмоционально-психологических оценках. Именно в этом кроется сила
религиозных учений. Эти учения, возможно, и сделают решающий вклад в
формирование экологической культуры в наступившем XXI в., поскольку
система научно-теоретических знаний об окружающей среде в ее полном и
целостном выражении еще долго будет недоступна широким массам. Даже
многие люди, сделавшие экологию своей профессией, как правило, скользят по
поверхности явлений. Этот поразительный факт связан главным образом с
традиционным, глубоко укоренившимся в исследовательской и
образовательной деятельности расчленением научного знания по отраслям.
Отрасли знания это продукт исторической эпохи, знавшей лишь одну форму
освоения естественной среды ее расчленение и обращение в ресурсы
производства социальной действительности. Знания здесь оказываются
расчлененными сообразно поставленной целииспользованию природы.
Между тем минувший и особенно наступивший век, поставивший перед
человечеством принципиально иную задачу сохранение и воспроизводство
природы, вынуждает отказываться от отраслевого подхода в науке, что грозит
обернуться кризисом всей сложившейся системы исследовательской и
образовательной деятельности. Упорно продолжающиеся попытки
растаскивания экологических знаний по старым квартирам уже не проходят.
Отраслевой принцип в экологии явно противоречит ее сущности. Об этом
свидетельствует являющееся базовым для экологии понятие окружающей
природной среды, которая представляет собой единый комплекс условий бытия
человека, общества. Среда объект, несомненно, системный. И лишь тогда,
когда мы извлекаем из нее физические, химические или биологические
ресурсы, ее системные свойства не представляют для нас особенного интереса.
Родившись в недрах биологии, экология давно уже перестала быть
биологической дисциплиной. Она втянула в себя практически все отрасли
эту задачу можно решить, лишь культивируя в себе любовь ко всему
человечеству, перешагивая при этом через государственные границы и
национальные интересы. Иными словами, каждый сторонник Бахай обязан
стать гражданином мира, т.е. космополитом. Идея не нова, особенно если
вспомнить, что этот термин придумал еще Сократ, который называл себя
космополитом, имея в виду родство между Богом и людьми, органическую
связь между космосом и человеком. Только теперь под космополитическую
идею подводится экологическая подоплека. А.Д. Урсул был прав, когда
называл религию Бахай "религиозным аналогом мондиалистского течения"2.
      И все же есть основания полагать, что большие и малые религии Востока
способны оказать существенное влияние на процесс формирования
экологической культуры. Не следует исключать и того, что это влияние
распространится на Европу в форме экологизации нравственной сферы жизни,
ее мировоззренческих установок.
      Экологическая культура вовсе не обязана иметь под собой рациональное
основание. Чтобы обрести масштабность, стать неотъемлемой чертой целого
общества, она должна прорасти своими корнями прежде всего в сердцах людей.
Любое массовое явление базируется обычно на чувственном опыте, на
эмоционально-психологических оценках. Именно в этом кроется сила
религиозных учений. Эти учения, возможно, и сделают решающий вклад в
формирование экологической культуры в наступившем XXI в., поскольку
система научно-теоретических знаний об окружающей среде в ее полном и
целостном выражении еще долго будет недоступна широким массам. Даже
многие люди, сделавшие экологию своей профессией, как правило, скользят по
поверхности явлений. Этот поразительный факт связан главным образом с
традиционным,      глубоко    укоренившимся      в    исследовательской    и
образовательной деятельности расчленением научного знания по отраслям.
Отрасли знания – это продукт исторической эпохи, знавшей лишь одну форму
освоения естественной среды – ее расчленение и обращение в ресурсы
производства социальной действительности. Знания здесь оказываются
расчлененными сообразно поставленной цели – использованию природы.
      Между тем минувший и особенно наступивший век, поставивший перед
человечеством принципиально иную задачу – сохранение и воспроизводство
природы, вынуждает отказываться от отраслевого подхода в науке, что грозит
обернуться кризисом всей сложившейся системы исследовательской и
образовательной     деятельности.    Упорно     продолжающиеся      попытки
растаскивания экологических знаний по старым квартирам уже не проходят.
Отраслевой принцип в экологии явно противоречит ее сущности. Об этом
свидетельствует являющееся базовым для экологии понятие окружающей
природной среды, которая представляет собой единый комплекс условий бытия
человека, общества. Среда – объект, несомненно, системный. И лишь тогда,
когда мы извлекаем из нее физические, химические или биологические
ресурсы, ее системные свойства не представляют для нас особенного интереса.
      Родившись в недрах биологии, экология давно уже перестала быть
биологической дисциплиной. Она втянула в себя практически все отрасли

                                                                        426