Экологическая этика. Ильиных И.А. - 428 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

428
понятия. Остается еще добавить, что рационалистичная культура проявляет
себя как культура, использующая, потребляющая природу. Не отсюда ли
вырастает общество потребления, современная потребительская цивилизация?
Не отсюда ли вырастает и сам экологический кризис? И если все это так, то
господство отраслевого подхода в науке имеет не только и не столько
логическое, сколько культурное основание. А это уже говорит о том, что в
духовном освоении действительности отраслевая специализация знаний может
оказаться довольно серьезным препятствием. Она является таковым на пути
формирования экологической культуры, адекватной реальной сложности
стоящих перед обществом экологических проблем. Очистные сооружения и
даже безотходные технологии, которыми озабочено сегодня западное
общество, не смогут решить этих проблем до тех пор, пока соответствующие
очистные сооружения не будут устроены в самих человеческих головах.
Экологическая культура должна быть адекватна сложности хозяйства и
всей системы жизнеустройства, создаваемой обществом. Вспомним в этой
связи об удивительно тонкой, вызывающей восхищение исследователей,
адаптации северных этносов к сложным природным условиям. Исследователей
поражало, как гармонично вписывались эти этносы со своим традиционным
хозяйством в природные комплексы Севера, как умело и грамотно оберегали
они хрупкую северную природу. Вне всяких сомнений: северные аборигены -
это носители уникальной экологической культуры. Но самое главное состоит в
том, что эта культура была адекватной типу и сложности хозяйства, она была
органической частью их общей культуры. Экономические изменения,
возникшие в местах расселения аборигенов в результате проводимой политики
промышленного освоения Севера, привели к нарушению адаптационных
механизмов и разбалансированию всей системы жизнеустройства. В итоге само
существование этносов оказалось под угрозой.
Подобная разбалансировка фактически уже давно происходит в
масштабах всей западной культуры, которую О. Шпенглер афористично
трактует как фаустовскую, т.е. продавшей свою душу дьяволу. Он, в частности,
писал: "... Фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она
преодолела все географически-материальные границы: в конце концов, она
превратила всю поверхность земли в одну колониальную область. То, к чему
стремились все мыслители, начиная от Экхарта и до Канта, а именно подчинить
мир "как явление" заявляющему свое притязание на власть познающему "я", это
же выполняли все вожди, начиная от Отгона Великого до Наполеона".
Можно ожидать, что в условиях наступающей эпохи экологической
культуры будет резко возрастать роль так называемых природных религий. Эти
религии, действуя на гребне экологической волны, будут уже в ближайшей
перспективе понемногу теснить библейские (или надприродные) религии типа
христианства, ислама, иудаизма. Возможно возрождение некоторых языческих
мотивов (неоязычество) в форме религиозно-экологического мировоззрения,
базирующегося, однако, на более высокой научной и этической основе.
Природные религии дадут мощный толчок развитию и укоренению принципов
экологической этики. Принципы эти исключительно важны для организации
понятия. Остается еще добавить, что рационалистичная культура проявляет
себя как культура, использующая, потребляющая природу. Не отсюда ли
вырастает общество потребления, современная потребительская цивилизация?
Не отсюда ли вырастает и сам экологический кризис? И если все это так, то
господство отраслевого подхода в науке имеет не только и не столько
логическое, сколько культурное основание. А это уже говорит о том, что в
духовном освоении действительности отраслевая специализация знаний может
оказаться довольно серьезным препятствием. Она является таковым на пути
формирования экологической культуры, адекватной реальной сложности
стоящих перед обществом экологических проблем. Очистные сооружения и
даже безотходные технологии, которыми озабочено сегодня западное
общество, не смогут решить этих проблем до тех пор, пока соответствующие
очистные сооружения не будут устроены в самих человеческих головах.
      Экологическая культура должна быть адекватна сложности хозяйства и
всей системы жизнеустройства, создаваемой обществом. Вспомним в этой
связи об удивительно тонкой, вызывающей восхищение исследователей,
адаптации северных этносов к сложным природным условиям. Исследователей
поражало, как гармонично вписывались эти этносы со своим традиционным
хозяйством в природные комплексы Севера, как умело и грамотно оберегали
они хрупкую северную природу. Вне всяких сомнений: северные аборигены -
это носители уникальной экологической культуры. Но самое главное состоит в
том, что эта культура была адекватной типу и сложности хозяйства, она была
органической частью их общей культуры. Экономические изменения,
возникшие в местах расселения аборигенов в результате проводимой политики
промышленного освоения Севера, привели к нарушению адаптационных
механизмов и разбалансированию всей системы жизнеустройства. В итоге само
существование этносов оказалось под угрозой.
      Подобная разбалансировка фактически уже давно происходит в
масштабах всей западной культуры, которую О. Шпенглер афористично
трактует как фаустовскую, т.е. продавшей свою душу дьяволу. Он, в частности,
писал: "... Фаустовская культура была в высшей мере завоевательной, она
преодолела все географически-материальные границы: в конце концов, она
превратила всю поверхность земли в одну колониальную область. То, к чему
стремились все мыслители, начиная от Экхарта и до Канта, а именно подчинить
мир "как явление" заявляющему свое притязание на власть познающему "я", это
же выполняли все вожди, начиная от Отгона Великого до Наполеона".
      Можно ожидать, что в условиях наступающей эпохи экологической
культуры будет резко возрастать роль так называемых природных религий. Эти
религии, действуя на гребне экологической волны, будут уже в ближайшей
перспективе понемногу теснить библейские (или надприродные) религии типа
христианства, ислама, иудаизма. Возможно возрождение некоторых языческих
мотивов (неоязычество) в форме религиозно-экологического мировоззрения,
базирующегося, однако, на более высокой научной и этической основе.
Природные религии дадут мощный толчок развитию и укоренению принципов
экологической этики. Принципы эти исключительно важны для организации

                                                                        428