Экологическая этика. Ильиных И.А. - 429 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

429
системы экологического воспитания, которое должно начинаться с самого
раннего детства, в период, когда у человека начинают складываться механизмы
и способы мировосприятия, поведенческие стереотипы. Экологическая этика
база экологической культуры. Никакие, даже самые утонченные знания об
окружающей среде не могут быть гарантией бережного отношения к природе,
если знанию не предшествовало воспитание. Экологическое образование без
экологического воспитания мертво и даже бессмысленно. С этой точки зрения
экологическое образование можно рассматривать как некое продолжение,
развитие экологического воспитания, его переход в рациональную фазу.
Ничего подобного в других науках мы не наблюдаем. Например, давая
студентам химическое или геологическое образование, мы не интересуемся их
химическим или геологическим воспитанием. Даже сами эти понятия
отсутствуют в нашем языке, а термины вроде химической или геологической
этики и вовсе кажутся абсурдными. Уже отсюда виден особый статус экологии.
Он обнаруживается в особом сплаве разума и чувства, рационального и
чувственного, и в своем глобальном выражении проявляется в спасительном
движении западной и восточной культуры навстречу друг другу.
Мир, представленный приходящими во взаимодействие друг с другом
западной и восточной культурами, все более напоминает устройство нашего
головного мозга с его левополушарным и правополушарным мышлением.
Возможно, что здесь мы имеем дело не просто с аналогией, а с объяснительной
схемой самого факта расщепления мировой культуры на западную и
восточную. И тогда становятся более понятными источники тех трудностей,
которые возникают на нашем пути в эпоху экологической культуры.
Одна из этих трудностей состоит в том, что мы поднимаемся в атаку на
экологические проблемы по преимуществу с "западной стороны". Типичный
представитель западной культуры, привыкший смотреть на мир через призму
научной рациональности, упускает из вида целостность природных систем. И
эти системы, и саму науку он членит на части, отрасли, тем самым
обезоруживает себя перед лицом комплексных, междисциплинарных проблем.
Сам тип мышления мешает ему воспроизвести утраченную целостность. С
другой стороны, его этические принципы, сформировавшиеся в лоне
христианской религии, приучили его к высокомерному отношению к природе,
которую он стремится главным образом покорять и потреблять. Вся его
культура приспособлена именно для этого.
В предстоящем диалоге западной и восточной культур представители
последней имеют некоторое преимущество, поскольку привыкли к образному,
целостному восприятию мира. Именно они могут и должны взять на себя
функцию экологического воспитания, лежащего в основе экологической
культуры. Реализация этой функции будет, как представляется, обеспечиваться,
среди прочего, и продвижением природных религий в христианский мир,
который вынужден будет с этим смириться. Более того, ему придется
пожертвовать своим нынешним положением ради общего выживания
человечества. Протестантизм, в котором, как справедливо утверждал
М. Вебер4, выражается дух современного капитализма, скорее всего, станет
системы экологического воспитания, которое должно начинаться с самого
раннего детства, в период, когда у человека начинают складываться механизмы
и способы мировосприятия, поведенческие стереотипы. Экологическая этика –
база экологической культуры. Никакие, даже самые утонченные знания об
окружающей среде не могут быть гарантией бережного отношения к природе,
если знанию не предшествовало воспитание. Экологическое образование без
экологического воспитания мертво и даже бессмысленно. С этой точки зрения
экологическое образование можно рассматривать как некое продолжение,
развитие экологического воспитания, его переход в рациональную фазу.
      Ничего подобного в других науках мы не наблюдаем. Например, давая
студентам химическое или геологическое образование, мы не интересуемся их
химическим или геологическим воспитанием. Даже сами эти понятия
отсутствуют в нашем языке, а термины вроде химической или геологической
этики и вовсе кажутся абсурдными. Уже отсюда виден особый статус экологии.
Он обнаруживается в особом сплаве разума и чувства, рационального и
чувственного, и в своем глобальном выражении проявляется в спасительном
движении западной и восточной культуры навстречу друг другу.
      Мир, представленный приходящими во взаимодействие друг с другом
западной и восточной культурами, все более напоминает устройство нашего
головного мозга с его левополушарным и правополушарным мышлением.
Возможно, что здесь мы имеем дело не просто с аналогией, а с объяснительной
схемой самого факта расщепления мировой культуры на западную и
восточную. И тогда становятся более понятными источники тех трудностей,
которые возникают на нашем пути в эпоху экологической культуры.
      Одна из этих трудностей состоит в том, что мы поднимаемся в атаку на
экологические проблемы по преимуществу с "западной стороны". Типичный
представитель западной культуры, привыкший смотреть на мир через призму
научной рациональности, упускает из вида целостность природных систем. И
эти системы, и саму науку он членит на части, отрасли, тем самым
обезоруживает себя перед лицом комплексных, междисциплинарных проблем.
Сам тип мышления мешает ему воспроизвести утраченную целостность. С
другой стороны, его этические принципы, сформировавшиеся в лоне
христианской религии, приучили его к высокомерному отношению к природе,
которую он стремится главным образом покорять и потреблять. Вся его
культура приспособлена именно для этого.
      В предстоящем диалоге западной и восточной культур представители
последней имеют некоторое преимущество, поскольку привыкли к образному,
целостному восприятию мира. Именно они могут и должны взять на себя
функцию экологического воспитания, лежащего в основе экологической
культуры. Реализация этой функции будет, как представляется, обеспечиваться,
среди прочего, и продвижением природных религий в христианский мир,
который вынужден будет с этим смириться. Более того, ему придется
пожертвовать своим нынешним положением ради общего выживания
человечества. Протестантизм, в котором, как справедливо утверждал
М. Вебер4, выражается дух современного капитализма, скорее всего, станет

                                                                        429