ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
430
первой такой жертвой. Эпоха экологической культуры либо выстроит
равновесную систему Запад–Восток по аналогии с двухполушарной системой
головного мозга человека, либо вообще не состоится.
Есть все основания думать, что Россия в этом процессе сыграет не
последнюю роль. Именно Россия с ее особым геополитическим положением и
специфическим историческим опытом, где многие сотни лет взаимодействуют
элементы западной и восточной культур, сможет обеспечить гармоничную
стыковку воспитательного и образовательного процессов в области экологии.
Если это произойдет, то эпоха экологической культуры начнется раньше всего
здесь у нас, в России.
Базовый характер воспитательного процесса в системе экологической
культуры наводит на мысль, что будущий человек и даже общество в целом
будут строить свою деятельность в соответствии с принципами экологической
этики, а значит, во главу угла будет ставиться нравственное начало. Везде и во
всем, в том числе в хозяйственной деятельности, нравственные оценки станут
играть фундаментальную роль.
Идея эта отнюдь не нова. Поразительно, что схожие соображения уже
высказывались многими русскими мыслителями прошлого, в частности,
С. Н. Булгаковым. Он писал: ''И экономическая жизнь, и экономическая наука,
эту жизнь отражающая, подлежат нравственной оценке, и лишь эта последняя
может предохранить от впадения в грубый материализм"5. Из этих взглядов
родилась известная булгаковская концепция христианского социализма6.
Другой русский мыслитель С. А. Подолинский пытался разработать
экономическую концепцию прогресса, ставя во главу угла экологические
критерии7. Эпоха экологической культуры, скорее всего, сведет воедино идеи
С. Н. Булгакова и С. А. Подолинского. Возникает общественная система,
которую можно было бы определить термином "экологический социализм".
Остается заметить, что термин этот уже фигурирует в итоговых
документах IV съезда Петровской Академии наук и искусств (25-27 октября
2000 г.), посвященного проблемам государственного, общественно-
политического и экономического устройства жизни России в XXI в. Он
фигурирует в качестве общественного идеала России8.
Примечания
1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. – С. 30.
2. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная
стратегия. – М., 1998. – С. 434.
3. Шленглер О. Закат Европы. – М.; П., 1923. – С. 353.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные
произведения. – М.. 1990. – С. 61-272.
5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – С. 284.
6. Булгаков С.Н. Христианский социализм. – Новосибирск, 1991.
7. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению
энергии. – М., 1991.
8. XXI век: Государственное, общественно-политическое и
первой такой жертвой. Эпоха экологической культуры либо выстроит равновесную систему Запад–Восток по аналогии с двухполушарной системой головного мозга человека, либо вообще не состоится. Есть все основания думать, что Россия в этом процессе сыграет не последнюю роль. Именно Россия с ее особым геополитическим положением и специфическим историческим опытом, где многие сотни лет взаимодействуют элементы западной и восточной культур, сможет обеспечить гармоничную стыковку воспитательного и образовательного процессов в области экологии. Если это произойдет, то эпоха экологической культуры начнется раньше всего здесь у нас, в России. Базовый характер воспитательного процесса в системе экологической культуры наводит на мысль, что будущий человек и даже общество в целом будут строить свою деятельность в соответствии с принципами экологической этики, а значит, во главу угла будет ставиться нравственное начало. Везде и во всем, в том числе в хозяйственной деятельности, нравственные оценки станут играть фундаментальную роль. Идея эта отнюдь не нова. Поразительно, что схожие соображения уже высказывались многими русскими мыслителями прошлого, в частности, С. Н. Булгаковым. Он писал: ''И экономическая жизнь, и экономическая наука, эту жизнь отражающая, подлежат нравственной оценке, и лишь эта последняя может предохранить от впадения в грубый материализм"5. Из этих взглядов родилась известная булгаковская концепция христианского социализма6. Другой русский мыслитель С. А. Подолинский пытался разработать экономическую концепцию прогресса, ставя во главу угла экологические критерии7. Эпоха экологической культуры, скорее всего, сведет воедино идеи С. Н. Булгакова и С. А. Подолинского. Возникает общественная система, которую можно было бы определить термином "экологический социализм". Остается заметить, что термин этот уже фигурирует в итоговых документах IV съезда Петровской Академии наук и искусств (25-27 октября 2000 г.), посвященного проблемам государственного, общественно- политического и экономического устройства жизни России в XXI в. Он фигурирует в качестве общественного идеала России8. Примечания 1. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992. – С. 30. 2. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: Ноосферная стратегия. – М., 1998. – С. 434. 3. Шленглер О. Закат Европы. – М.; П., 1923. – С. 353. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М.. 1990. – С. 61-272. 5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – С. 284. 6. Булгаков С.Н. Христианский социализм. – Новосибирск, 1991. 7. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. – М., 1991. 8. XXI век: Государственное, общественно-политическое и 430
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 428
- 429
- 430
- 431
- 432
- …
- следующая ›
- последняя »