Экологическая этика. Ильиных И.А. - 431 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

431
экономическое устройство жизни России (IV съезд Петровской
Академии наук и искусств). – СПб., 2000. – Ч. 2. – С. 41-43.
Литетартурный источник
Марков Ю.Г. Экологическая культура и образование // Гуманитарные науки в
Сибири. – 3. – 2002.
СУЩНОСТЬ НООСФЕРНОЙ (ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ)
ЦИВИЛИЗАЦИИ
А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин
На конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году был декларирован так
называемый принцип «sustainable development», неудачно переведенный на
русский язык как «устойчивое развитие» (УР). В Концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию, говорится: «Устранение
сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-
экономического развития, не разрушающего своей природной основы.
Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в ...пределах
хозяйственной емкости биосферы». В этом документе отражены, как считает,
например, Н.Моисеев, распространенные иллюзии о том, что глобальный
кризис современной цивилизации можно преодолеть путем относительно
простых технологических и организационных мер. На самом деле проблема
гораздо сложнее. Современный этап развития цивилизации можно оценить как
переломный: еще В.И.Вернадский говорил, что человек превратился в
геологическую силу планеты. Поэтому основную задачу можно
сформулировать следующим образом: выработка стратегии переходного
периода к ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОМУ взаимодействию человек общество
природа. Из этого следует, что необходима перестройка всех
цивилизационных принципов, в первую очередь кардинальное изменение
менталитета общества, сознания каждого человека. Нужно отказаться от
разрушительной техногенно-потребительской и сознательно избрать
ноосферную, или духовно-экологическую стратегию развития. Специфика
переходного этапа состоит в том, что человечество должно изменить всю
привычную систему ценностей. Это, очевидно, приведет к отказу от целого
ряда традиционных технологий, экономических и политических концепций и
т.п., к поиску принципиально новых решений. Необходимо понять, что научно-
технический прогресс, производство материальных товаров и услуг,
государственные, политические и финансово-экономические интересы
являются не целью, а всего лишь вспомогательным средством гармонизации
отношений между обществом и природой, подспорьем для культивирования
высших духовных идеалов и ценностей человеческого существования:
познания и творчества, ответственности за все формы жизни на Земле, любви к
своей стране и культуре, при братском отношении ко всем другим этносам и
        экономическое устройство жизни России (IV съезд Петровской
        Академии наук и искусств). – СПб., 2000. – Ч. 2. – С. 41-43.

Литетартурный источник
Марков Ю.Г. Экологическая культура и образование // Гуманитарные науки в
Сибири. – № 3. – 2002.


    СУЩНОСТЬ НООСФЕРНОЙ (ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ)
                   ЦИВИЛИЗАЦИИ

               А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин

       На конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году был декларирован так
называемый принцип «sustainable development», неудачно переведенный на
русский язык как «устойчивое развитие» (УР). В Концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию, говорится: «Устранение
сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-
экономического развития, не разрушающего своей природной основы.
Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в ...пределах
хозяйственной емкости биосферы». В этом документе отражены, как считает,
например, Н.Моисеев, распространенные иллюзии о том, что глобальный
кризис современной цивилизации можно преодолеть путем относительно
простых технологических и организационных мер. На самом деле проблема
гораздо сложнее. Современный этап развития цивилизации можно оценить как
переломный: еще В.И.Вернадский говорил, что человек превратился в
геологическую силу планеты. Поэтому основную задачу можно
сформулировать следующим образом: выработка стратегии переходного
периода к ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОМУ взаимодействию человек – общество
– природа. Из этого следует, что необходима перестройка всех
цивилизационных принципов, в первую очередь – кардинальное изменение
менталитета общества, сознания каждого человека. Нужно отказаться от
разрушительной техногенно-потребительской и сознательно избрать
ноосферную, или духовно-экологическую стратегию развития. Специфика
переходного этапа состоит в том, что человечество должно изменить всю
привычную систему ценностей. Это, очевидно, приведет к отказу от целого
ряда традиционных технологий, экономических и политических концепций и
т.п., к поиску принципиально новых решений. Необходимо понять, что научно-
технический прогресс, производство материальных товаров и услуг,
государственные, политические и финансово-экономические интересы –
являются не целью, а всего лишь вспомогательным средством гармонизации
отношений между обществом и природой, подспорьем для культивирования
высших духовных идеалов и ценностей человеческого существования:
познания и творчества, ответственности за все формы жизни на Земле, любви к
своей стране и культуре, при братском отношении ко всем другим этносам и

                                                                       431