История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

16
Слинько А .А . А .С.Пушкин : Проблемы современного прочтения /
А .А .Слинько // Акценты. - 1998. - 1-2. - С. 9-13.
Удодов Б.Т . Концепция личности в романе А.С.Пушкина «Евгений
Онегин» / Б.Т .Удодов // Индивидуальность писателя и
литературно-общественный процесс. - Воронеж , 1979. - С. 22-53.
***
Пушкин в русской философской критике. Конец ΧΙΧ - первая
половина ΧΧвв. - М ., 1990. - 527 с.
Бочаров С.Г . Стилистический мир романа («Евгений Онегин») /
С.Г .Бочаров // Бочаров С.Г . Поэтика Пушкина: Очерки /
С.Г .Бочаров. М ., 1974. - С. 26-105.
Грехнев В.А . Диалог с читателем в романе А.Пушкина «Евгений
Онегин» / В.А .Грехнев // Пушкин . Исследования и материалы. -
Т .9. Л ., 1979. - С . 100-109.
Ободовская И Наталья Николаевна Пушкина / И.Ободовская, М .
Дементьев . - М ., 1987. - 368 с.
Набоков В. Комментарии к роману Александра Пушкина «Евгений
Онегин» / В.Набоков. СПб, 1999. - 1004 с.
Т е м а 7.
Человек и история в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
и в его повести «Капитанская дочка»
Одна из наиболее мучительных и важных для Пушкина проблем власть,
её смысл, её отношение с людьми, с народом . Важно обратить внимание на то,
что максимального напряжения , трагизма разрешение этой проблемы
достигается в произведении драматического рода, предоставляющем автору
наибольшие возможности для объективного анализа . Власть, по мысли
Пушкина, должна обладать самым главным для людей свойством : она должна
быть положительно нравственной, строиться на законах морали.
Власть, нарушающая нравственный закон , обречена на гибель, неприятие
народом . Это «самозванная» власть. Её действия ведут к страшному хаосу ,
смуте, социальной катастрофе. Причём кровавый хаос никак не остановить, пока
он сам себя не исчерпает . Но даже по отношению ко всем этим глобальным
проблемам самой значительной оказывается для Пушкина проблема частной
человеческой судьбы, проблема жизни частного человека во времена
исторических драм ( Петруша Гринёв , Маша Миронова ). Как быть отдельному
конкретному человеку в сложные времена истории, на что ориентироваться , как
поступать?
1. Народ и власть в трагедии «Борис Годунов».
                                                   16
           •    С лин ько А .А . А .С.П у шкин : П роб лем ы соврем ен н ого прочт ен ия /
                А .А .Слин ько // А кцен т ы. - 1998. - № 1-2. - С. 9-13.
           •    У д од ов Б.Т . К он цепция личн ости в ром а н е А .С.П у шкин а «Е вген ий
                О н егин » / Б.Т .У д од ов // Ин д ивид у а льн ость писа теля и
                литера т у рн о-об ществен н ый процесс. - Ворон еж , 1979. - С. 22-53.

                                                   ***
           •    П у шкин в ру сской ф илософ ской крит ике. К он ец ΧΙΧ - перва я
                половин а ΧΧвв. - М ., 1990. - 527 с.
           •    Боча ров С.Г . С т илист ический м ир ром а н а («Е вген ий О н егин ») /
                С .Г .Боча ров // Боча ров С.Г . П оэт ика П у шкин а : О черки /
                С .Г .Боча ров.–М ., 1974. - С. 26-105.
           •    Г рехн ев В.А . Д иа лог с чита т елем в ром а н е А .П у шкин а «Е вген ий
                О н егин » / В.А .Г рехн ев // П у шкин . Исслед ова н ия и м а т ериа лы. -
                Т .9. –Л ., 1979. - С. 100-109.
           •    О б од овска я И Н а т а лья Н икола евн а П у шкин а / И.О б од овска я , М .
                Д ем ен т ьев. - М ., 1987. - 368 с.
           •    Н а б оков В. К ом м ен т а рии к ром а н у А лекса н д ра П у шкин а «Е вген ий
                О н егин » / В.Н а б оков. –СП б , 1999. - 1004 с.




                                         Т е м а 7.
       Ч е л ове к и и с тори я в траге ди и А .С .П уш к и на «Бори с Годунов»
                    и в е го п ове с ти «К ап и танс к ая дочк а»
          О д н а изн а иб олее м у чительн ых и ва ж н ых д ля П у шкин а проб лем –вла ст ь,
её см ысл, её от н ошен ие с лю д ьм и, с н а род ом . Ва ж н о об ра т ит ь вн им а н ие н а т о,
чт о м а ксим а льн ого н а пря ж ен ия , тра гизм а ра зрешен ие эт ой проб лем ы
д ост ига ет ся в произвед ен ии д ра м а т ического род а , пред ост а вля ю щем а втору
н а иб ольшие возм ож н ост и д ля об ъ ект ивн ого а н а лиза . Вла сть, по м ысли
П у шкин а , д олж н а об ла д а т ь са м ым гла вн ым д ля лю д ей свойст вом : он а д олж н а
б ыт ь полож ительн о н ра вст вен н ой, строит ься н а за кон а х м ора ли.
          Вла ст ь, н а ру ша ю ща я н ра вст вен н ый за кон , об речен а н а гиб ель, н еприя тие
н а род ом . Эт о «са м озва н н а я » вла сть. Е ё д ейст вия вед у т к ст ра шн ом у ха осу ,
см у т е, социа льн ой ка т а ст роф е. П ричём крова вый ха ос н ика к н е ост а н овит ь, пока
он са м себ я н е исчерпа ет. Н о д а ж е по от н ошен ию ко всем эт им глоб а льн ым
проб лем а м са м ой зн а чительн ой ока зыва ет ся д ля П у шкин а проб лем а ча ст н ой
человеческой су д ьб ы, проб лем а ж изн и ча стн ого человека во врем ен а
ист орических д ра м ( П ет ру ша Г рин ёв, М а ша М ирон ова ). К а к б ыт ь от д ельн ом у
кон крет н ом у человеку в слож н ые врем ен а истории, н а что ориен т ирова т ься , ка к
пост у па т ь?

          1. Н а род и вла ст ь в т ра гед ии «Борис Г од у н ов».