История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
От составителя
Практические занятия представляют собой необходимый и обязательный
вид учебного процесса . Это такая форма изучения материала , которая обладает
своеобычными и очень широкими возможностями для активного осмысления
проблемы, для действенного и непосредственного приобщения студентов к яв-
лениям словесного творчества , изучаемым в данном литературном курсе.
Сейчас время обострённого интереса к личности, время самовыявления
человеческой индивидуальности. Практические занятия как раз и предоставляют
студенту большие возможности для реализации собственной позиции, своих
знаний и дарований. Более того, основная цель практического занятия научить
студента самостоятельно думать, анализировать произведение, а для этого
приобрести умение находить и обрабатывать материал, начиная с тех книг,
статей, которые указаны в соответствующем разделе, плане занятия .
У практического занятия , в отличие от лекции, есть свой аспект подхода
к проблеме. Лекция предназначена для того, чтобы дать студенту общее
представление об изучаемом материале, в лекционном цикле монографические
темы чередуются с обзорными, т.е. внимание уделяется процессу развития
явления , в данном случае - русской литературы XIX века . В лекции необходимо
осветить, разъяснить самые трудные вопросы, с которыми придётся иметь дело
студенту.
Но специалист , читающий лекцию, должен учитывать не только
«студенческий фактор» , не только уровень понимания и знаний своих
слушателей, объективно ещё не всегда вполне достаточный. Некоторые
проблемы в самой науке могут оказаться нерешёнными. Допустим, рассказывая
о творчестве М .Е. Салтыкова -Щедрина, невозможно обойтись без анализа
гротескного принципа изображения мира в его произведении. Однако в
современном литературоведении не сложилось пока определённого
представления о том , что такое гротеск: это приём или в целом ракурс
изображения , возможен ли гротеск без фантастики и т.д . Лектору приходится
сосредотачиваться на теоретических аспектах, формулировать концепцию.
Иные вопросы и вовсе могут быть неверно освещены на предыдущих
этапах развития науки. Лектору приходится уточнять понимание, давать новые
определения . Он должен представить динамичную картину суждений, оценок,
возникающих в современном научном понимании масштабных явлений.
Учебник здесь не поможет : ему не свойственна дискуссионность. Эти
необходимые усилия требуют времени, а , значит, о тех или иных фактах
говорится конспективно. Практические занятия призваны дополнить и
расширить лекционный материал.
Однако сделать это необходимо иными, чем в лекции, средствами.
Практическое занятие в этом его сильная сторона даёт возможность
конкретизировать представление о развитии явления .
На занятиях рассматриваются произведения , в наибольшей степени
выражающие сущность проблемы, особенности её. Скажем , принципы
романтической лирики, да и романтизма вообще , со всей очевидностью и
                                                    3

                                              От с ос тави те л я
           П ра кт ические за н я тия пред ст а вля ю т соб ой н еоб ход им ый и об я за т ельн ый
  вид у чеб н ого процесса . Это т а ка я ф орм а изу чен ия м а териа ла , кот ора я об ла д а ет
   своеоб ычн ым и и очен ь широким и возм ож н остя м и д ля а ктивн ого осм ыслен ия
  проб лем ы, д ля д ейст вен н ого и н епосред ст вен н ого приоб щен ия ст у д ен т ов к я в-
      лен ия м словесн ого т ворчест ва , изу ча ем ым в д а н н ом литера т у рн ом ку рсе.
         Сейча с врем я об ост рён н ого ин т ереса к личн ости, врем я са м овыя влен ия
человеческой ин д ивид у а льн ости. П ра кт ические за н я тия ка к ра зи пред оста вля ю т
ст у д ен т у б ольшие возм ож н ости д ля реа лиза ции соб ст вен н ой позиции, своих
зн а н ий и д а рова н ий. Более того, осн овн а я цель пра ктического за н я тия –н а у чит ь
ст у д ен т а са м ост оя тельн о д у м а т ь, а н а лизирова т ь произвед ен ие, а д ля эт ого
приоб рести у м ен ие н а ход ит ь и об ра б а т ыва т ь м а териа л, н а чин а я с тех кн иг,
ст а т ей, которые у ка за н ы в соот ветст ву ю щем ра зд еле, пла н е за н я тия .
          У пра кт ического за н я тия , в от личие от лекции, ест ь свой а спект под ход а
к проб лем е. Л екция пред н а зн а чен а д ля т ого, чт об ы д а т ь ст у д ен т у об щее
пред ста влен ие об изу ча ем ом м а т ериа ле, в лекцион н ом цикле м он огра ф ические
т ем ы черед у ю тся с об зорн ым и, т.е. вн им а н ие у д еля ет ся процессу ра звития
я влен ия , в д а н н ом слу ча е - ру сской литера т у ры XIX века . В лекции н еоб ход им о
осветит ь, ра зъ я сн ить са м ые т ру д н ые вопросы, с которым и прид ёт ся им ет ь д ело
ст у д ен т у .
          Н о специа лист, чит а ю щий лекцию , д олж ен у чит ыва т ь н е т олько
«ст у д ен ческий ф а кт ор», н е т олько у ровен ь пон им а н ия и зн а н ий своих
слу ша т елей, об ъ ект ивн о ещё н е всегд а вполн е д оста т очн ый. Н екоторые
проб лем ы в са м ой н а у ке м огу т ока за т ься н ерешён н ым и. Д опу ст им , ра сска зыва я
о т ворчест ве М .Е . С а лтыкова -Щ ед рин а , н евозм ож н о об ойт ись б ез а н а лиза
гротескн ого прин ципа изоб ра ж ен ия м ира в его произвед ен ии. О д н а ко в
соврем ен н ом         литера т у ровед ен ии н е слож илось пока                опред елён н ого
пред ста влен ия о том , что т а кое гротеск: эт о приём или в целом ра ку рс
изоб ра ж ен ия , возм ож ен ли грот еск б ез ф а н т а стики и т.д . Л ект ору приход ит ся
сосред от а чива т ься н а т еорет ических а спект а х, ф орм у лирова т ь кон цепцию .
          Ин ые вопросы и вовсе м огу т б ыт ь н еверн о освещен ы н а пред ыд у щих
эт а па х ра звития н а у ки. Л ект ору приход ит ся у т очн я т ь пон им а н ие, д а ва т ь н овые
опред елен ия . О н д олж ен пред ст а вит ь д ин а м ичн у ю ка рт ин у су ж д ен ий, оцен ок,
возн ика ю щих в соврем ен н ом н а у чн ом пон им а н ии м а сшт а б н ых я влен ий.
У чеб н ик зд есь н е пом ож ет : ем у н е свойст вен н а д иску ссион н ост ь. Эти
н еоб ход им ые у силия треб у ю т врем ен и, а , зн а чит, о тех или ин ых ф а кта х
говорит ся кон спект ивн о. П ра кт ические за н я т ия призва н ы д ополн ит ь и
ра сширит ь лекцион н ый м а т ериа л.
          О д н а ко сд ела т ь это н еоб ход им о ин ым и, чем в лекции, сред ст ва м и.
П ра кт ическое за н я т ие – в эт ом его сильн а я сторон а – д а ёт возм ож н ост ь
кон крет изирова т ь пред ст а влен ие о ра звит ии я влен ия .
            Н а за н я т ия х ра ссм а т рива ю т ся произвед ен ия , в н а иб ольшей ст епен и
выра ж а ю щие су щн ост ь проб лем ы, особ ен н ости её. Ска ж ем , прин ципы
ром а н тической лирики, д а и ром а н тизм а вооб ще, со всей очевид н ост ью и