История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

5
взаимодействии преподавателя и студенческой аудитории. Есть смысл отнестись
с несомненным вниманием даже к самому наивному студенческому суждению:
выступающий, если он пытается думать, а не просто пересказывать учебник,
лекцию, статью всё равно выразит некоторую часть истины. Важно собрать эти
крупицы , предложить сделать аналитический вывод или выполнить эту работу
со студентами.
Практическое занятие это одновременное общение преподавателя с
каждым студентом , и со всей группой. Поэтому важно, вступая в диалог с одним
из выступающих, попытаться формулировать вопросы так, чтобы они вызывали
работу мысли остальных студентов, нужно постоянно поддерживать
«напряжение интеллектуального поля», допустим, привести явно не известный
не только отвечающему на вопрос, но и всей аудитории факт , имеющий
отношение к проблеме. Особенно необходимо общение со всей группой на этапе
подведения итогов занятия . В этот момент нужно предложить записать
суждения , итоговые идеи. Обобщения всегда представляют трудность. Но всё же
предварительно надо предложить, чтобы итог подвёл кто-либо из самых
подготовленных студентов.
Многократно увеличивается результативность усвоения проблем
практического занятия , если их устное обсуждение сопровождается
выполнением письменных заданий. Это может быть подготовленное заранее и
прочитанное на занятии развёрнутое сообщение о творческой предыстории
произведения , об обстоятельствах судьбы автора , сопровождавших создание его
книги , о сценических воплощениях пьесы. Полезно в этом случае определить
докладчику оппонента, который, в свою очередь, вникнув в проблему, может
добавить интересные факты, собственное истолкование.
А можно всей группе предложить, тоже заранее, письменно ответить на
один из вопросов занятия . На наш взгляд, почти всегда, общий интерес
возникнет , если темой письменного задания будет современность (или не
современность) какого-либо из героев классической литературы . И, кстати,
преподаватель получает возможность содержательно и интересно подвести итог
занятия , спроецировать сложные научные и исторические истины на реальность
сегодняшнего дня, непосредственно волнующую студента.
Разновидностью письменного задания можно считать столь популярное
сейчас тестирование. Правда, применительно к литературе тестирование весьма
затруднено, иногда и не вполне естественно, но определённые результаты оно
может дать. Видимо, рациональнее всего его провести в начале цикла занятий:
можно будет выяснить общий уровень подготовки группы, знание студентами
теоретических положений, терминов, понятий, знание существенных для
дальнейшей работы исторических и культурных фактов и т.д . И соответственно
преподаватель будет знать, какие пробелы ликвидировать, что нуждается в
углубленном объяснении. Тест как форма проверки освоенности материала
практических занятий в конце семестра может быть не менее эффективен , если
тщательно продумана методика его проведения .
Как вариант задания возможно изучение постановки обсуждаемой
классической пьесы. Конечно, вполне результативным может быть и отдельное
                                                    5
вза им од ейст вии препод а ва т еля и ст у д ен ческой а у д ит ории. Е ст ь см ысл отн естись
с н есом н ен н ым вн им а н ием д а ж е к са м ом у н а ивн ом у ст у д ен ческом у су ж д ен ию :
выст у па ю щий, если он пыт а ет ся д у м а т ь, а н е просто переска зыва т ь у чеб н ик,
лекцию , ст а т ью всё ра вн о выра зит н екот ору ю ча сть ист ин ы. Ва ж н о соб ра т ь эти
кру пицы, пред лож ит ь сд ела т ь а н а литический вывод или выполн ит ь эт у ра б от у
со ст у д ен т а м и.
           П ра кт ическое за н я тие – это од н оврем ен н ое об щен ие препод а ва т еля с
ка ж д ым ст у д ен т ом , и со всей гру ппой. П оэт ом у ва ж н о, всту па я в д иа лог с од н им
извыст у па ю щих, попыт а т ься ф орм у лирова т ь вопросы т а к, чт об ы он и вызыва ли
ра б от у м ысли ост а льн ых ст у д ен т ов, н у ж н о постоя н н о под д ерж ива ть
«н а пря ж ен ие ин т еллект у а льн ого поля », д опу стим , привести я вн о н е извест н ый
н е т олько от веча ю щем у н а вопрос, н о и всей а у д ит ории ф а кт , им ею щий
от н ошен ие к проб лем е. О соб ен н о н еоб ход им о об щен ие со всей гру ппой н а эт а пе
под вед ен ия итогов за н я тия . В этот м ом ен т н у ж н о пред лож ит ь за писа т ь
су ж д ен ия , итоговые ид еи. О б об щен ия всегд а пред ст а вля ю т т ру д н ост ь. Н о всёж е
пред ва рительн о н а д о пред лож ит ь, чтоб ы итог под вёл кт о-либ о из са м ых
под гот овлен н ых ст у д ен тов.
           М н огокра тн о у величива ет ся резу льт а т ивн ость у своен ия проб лем
пра кт ического за н я т ия , если их у ст н ое об су ж д ен ие сопровож д а ет ся
выполн ен ием письм ен н ых за д а н ий. Это м ож ет б ыт ь под гот овлен н ое за ра н ее и
прочит а н н ое н а за н я т ии ра звёрн у т ое сооб щен ие о т ворческой пред ыстории
произвед ен ия , об об ст оя т ельства х су д ьб ы а вт ора , сопровож д а вших созд а н ие его
кн иги, о сцен ических воплощен ия х пьесы. П олезн о в этом слу ча е опред елить
д окла д чику оппон ен т а , кот орый, в свою очеред ь, вн икн у в в проб лем у , м ож ет
д об а вит ь ин тересн ые ф а кт ы, соб ст вен н ое ист олкова н ие.
           А м ож н о всей гру ппе пред лож ит ь, тож е за ра н ее, письм ен н о ответ ит ь н а
од ин из вопросов за н я т ия . Н а н а ш взгля д , почт и всегд а , об щий ин терес
возн икн ет, если тем ой письм ен н ого за д а н ия б у д ет соврем ен н ост ь (или н е
соврем ен н ост ь) ка кого-либ о из героев кла ссической литера т у ры. И, кст а ти,
препод а ва т ель полу ча ет возм ож н ост ь сод ерж а т ельн о и ин тересн о под вест и итог
за н я тия , спроецирова т ь слож н ые н а у чн ые и исторические ист ин ы н а реа льн ост ь
сегод н я шн его д н я , н епосред ст вен н о волн у ю щу ю ст у д ен т а .
           Ра зн овид н ост ью письм ен н ого за д а н ия м ож н о счит а т ь столь попу ля рн ое
сейча с т ест ирова н ие. П ра вд а , прим ен ит ельн о к литера т у ре т ест ирова н ие весьм а
за т ру д н ен о, ин огд а и н е вполн е ест ествен н о, н о опред елён н ые резу льт а т ы он о
м ож ет д а т ь. Вид им о, ра цион а льн ее всего его провест и в н а ча ле цикла за н я т ий:
м ож н о б у д ет выя сн ит ь об щий у ровен ь под готовки гру ппы, зн а н ие ст у д ен т а м и
т еорет ических полож ен ий, т ерм ин ов, пон я тий, зн а н ие су щест вен н ых д ля
д а льн ейшей ра б оты исторических и ку льт у рн ых ф а кт ов и т .д . И соот вет ст вен н о
препод а ва т ель б у д ет зн а т ь, ка кие проб елы ликвид ирова ть, что н у ж д а ет ся в
у глу б лен н ом об ъ я сн ен ии. Т ест ка к ф орм а проверки освоен н ост и м а териа ла
пра кт ических за н я тий в кон це сем ест ра м ож ет б ыт ь н е м ен ее эф ф ект ивен , если
т ща т ельн о прод у м а н а м етод ика его провед ен ия .
           К а к ва риа н т за д а н ия возм ож н о изу чен ие пост а н овки об су ж д а ем ой
кла ссической пьесы. К он ечн о, вполн е резу льт а т ивн ым м ож ет б ыт ь и отд ельн ое