ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
занятие о спектакле или экранизации произведения , например, о фильме по
комедии Н . Гоголя «Ревизор» . Впрочем , экранизаций этого произведения было
несколько, можно обсудить разные трактовки, эволюцию восприятия и
понимания пьесы . Это и материал для сопоставления разных исторических эпох,
соответствующей им эстетики киноискусства . Надо только не забыть об
основной задаче – о необходимости понять Н. Гоголя , его мировоззрение, ведь
кино неизбежно использует иные способы изображения , нежели литература .
Чтобы не потерять из виду цель занятия , обсуждение можно провести как раз по
логике и вопросам, для этого занятия сформулированным.
Театральные воплощения пьесы в большей мере соответствуют задаче
изучения литературы : именно для театра писали и Н . Гоголь, и А . Островский, и
А . Чехов. Но театр предполагает «живой» контакт со зрителем , это в его
природе. Поэтому проводить занятие о спектакле имеет смысл, если можно его
посмотреть в зале. Запись на плёнку нивелирует большую часть театрального
действа. Или опять же становится иным искусством, особым кинофильмом .
Наконец, в отдельных случаях целесообразно провести практическое
занятие как литературную экскурсию. Или предварить занятие в аудитории
такой экскурсией. В данное пособие включено занятие по поэме И.С. Никитина
«Кулак». Она автобиографична, действие происходит в Воронеже, в тех местах,
которые и сейчас можно посетить, сохранились и некоторые реалии, связанные с
жизнью поэта и описанные им в произведении. Значительно меньший результат,
на наш взгляд, могут дать «заочные» экскурсии, хотя бы с использованием
фотографий или даже документальных фильмов: теряется органичность
впечатления . Лучше просто прочесть культурологическую работу.
Список литературы к занятиям достаточно обширный. Преподаватель
имеет возможность выбрать для занятия 3-4 работы в соответствии с уровнем
подготовки группы, с актуальными вопросами современной науки, со своими
исследовательскими интересами.
Предварительные замечания о практических занятиях по истории русской
литературы XIX века уместно будет завершить мыслью о том, что они
открывают для студента возможность самостоятельно войти в мир великой
русской классики. Эта работа позитивно скажется на развитии его души, на
формировании его личности.
6 за н я тие о спекта кле или экра н иза ции произвед ен ия , н а прим ер, о ф ильм е по ком ед ии Н . Г оголя «Ревизор». Впрочем , экра н иза ций эт ого произвед ен ия б ыло н есколько, м ож н о об су д ит ь ра зн ые т ра кт овки, эволю цию восприя т ия и пон им а н ия пьесы. Это и м а териа л д ля сопост а влен ия ра зн ых исторических эпох, соот вет ст ву ю щей им эст ет ики кин оиску сст ва . Н а д о только н е за б ыт ь об осн овн ой за д а че –о н еоб ход им ости пон я ть Н . Г оголя , его м ировоззрен ие, вед ь кин о н еизб еж н о использу ет ин ые способ ы изоб ра ж ен ия , н еж ели литера т у ра . Ч т об ы н е пот еря т ь извид у цель за н я т ия , об су ж д ен ие м ож н о провест и ка к ра зпо логике и вопроса м , д ля эт ого за н я т ия сф орм у лирова н н ым . Т еа т ра льн ые воплощен ия пьесы в б ольшей м ере соот ветст ву ю т за д а че изу чен ия лит ера т у ры: им ен н о д ля т еа тра писа ли и Н . Г оголь, и А . О ст ровский, и А . Ч ехов. Н о т еа тр пред пола га ет «ж ивой» кон т а кт со зрит елем , это в его природ е. П оэтом у провод ит ь за н я т ие о спекта кле им еет см ысл, если м ож н о его посм отрет ь в за ле. За пись н а плён ку н ивелиру ет б ольшу ю ча ст ь т еа тра льн ого д ейст ва . Или опя т ь ж е ст а н овит ся ин ым иску сст вом , особ ым кин оф ильм ом . Н а кон ец, в от д ельн ых слу ча я х целесооб ра зн о провести пра кт ическое за н я тие ка к лит ера т у рн у ю экску рсию . Или пред ва рит ь за н я тие в а у д ит ории т а кой экску рсией. В д а н н ое пособ ие вклю чен о за н я т ие по поэм е И.С. Н икитин а «К у ла к». О н а а вт об иогра ф ичн а , д ейст вие происход ит в Ворон еж е, в тех м еста х, которые и сейча с м ож н о посетит ь, сохра н ились и н екот орые реа лии, свя за н н ые с ж изн ью поэта и описа н н ые им в произвед ен ии. Зн а чит ельн о м ен ьший резу льт а т , н а н а ш взгля д , м огу т д а т ь «за очн ые» экску рсии, хот я б ы с использова н ием ф отогра ф ий или д а ж е д оку м ен т а льн ых ф ильм ов: т еря ет ся орга н ичн ост ь впеча тлен ия . Л у чше просто прочест ь ку льт у рологическу ю ра б от у . С писок лит ера т у ры к за н я т ия м д оста т очн о об ширн ый. П репод а ва тель им еет возм ож н ост ь выб ра т ь д ля за н я тия 3-4 ра б оты в соот вет ст вии с у ровн ем под гот овки гру ппы, с а кт у а льн ым и вопроса м и соврем ен н ой н а у ки, со своим и исслед ова тельским и ин т ереса м и. П ред ва рительн ые за м еча н ия о пра кт ических за н я тия х по ист ории ру сской литера т у ры XIX века у м ест н о б у д ет за вершит ь м ыслью о т ом , чт о он и от крыва ю т д ля ст у д ен та возм ож н ост ь са м ост оя т ельн о войт и в м ир великой ру сской кла ссики. Эт а ра б от а позитивн о ска ж ется н а ра звит ии его д у ши, н а ф орм ирова н ии его личн ости.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »