Паскаль в примерах. Иринчеев А.А - 4 стр.

UptoLike

4
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ
В памяти компьютера числа хранятся в виде битов. Каждый бит может принимать зна-
чение одной двоичной цифры. Следовательно, значением бита может быть ноль или едини-
ца. Восемь битов объединены в байт. Максимальное число, которое можно записать при по-
мощи восьми двоичных цифр11111111, что соответствует десятичному числу 255, мини-
мальное - ноль. Поэтому, значением байта может быть число от нуля до 255.
Переменные хранятся в памяти. Так как переменные различных типов могут принимать
различные значения, то для их хранения нужен разный объем памяти. Память под перемен-
ные выделяется в байтах (целое число). Например, значением переменной типа CHAR может
быть любой из 256 символов. Поэтому для хранения переменной такого типа достаточно од-
ного байта. Значением переменной типа INTEGER может быть число от – 32768 до +32767
(65536 значений). Для хранения переменной этого типа требуется два байта. Очевидно, что
чем больше диапазон значений типа, тем больше байтов нужно для хранения переменной
типа, Объем памяти и диапазон значений для переменных различных типов приведены в
таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Тип переменной Занимаемая па-
мять, байт
Диапазон значений
CHAR 1 Любой символ
STRING 256 Строка до 256 символов
STRING [N] 1 x n Строка до n символов
BYTE 1 0
÷
255
WORD 2 0
÷
65535
INTEGER 2 -32768
÷
32767
LONGINT 4 - 2147483648
÷
2147483647
REAL 6 2.9Е-39
÷
1.7Е38
SINGLE 4 1.5Е-45
÷
3.4Е38
DOUBLE 8 5.0Е-324
÷
1.7Е308
EXTENDED 8 3.4Е-4932
÷
1.1Е4932
В программе для одного и того же значения можно использовать переменные разного
типа (при этом они будут занимать разный объем памяти). Например, если в программе ис-
пользуется переменная Day (число месяца), то для нее можно задать типы byte, integer или
longint. В первом случае будет занят один байт памяти, во второмдва. В третьемчетыре.
Однако реально будет использоваться только один байт, а остальныепросто заняты. По-
этому следует подбирать наиболее подходящий тип для каждой переменной. Особое внима-
ние нужно обращать на описание строковых переменных и массивов.
Выделяя память для строковых переменных, помните, что если не указана предельная
длина строки, то переменной выделяется 256 байтов. При объявлении переменной, предна-
значенной, например, для хранения имени человека, следует писать name: string[30], а не
name: string.
Каждому массиву программы выделяется память, объем которой определяется как ти-
пом элементов массива, так и их количеством. Например, для хранения двухмерного массива
вещественных чисел (например, 20х20) нужно более трех килобайт памяти (20х20х8=3200).
                   1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ

     В памяти компьютера числа хранятся в виде битов. Каждый бит может принимать зна-
чение одной двоичной цифры. Следовательно, значением бита может быть ноль или едини-
ца. Восемь битов объединены в байт. Максимальное число, которое можно записать при по-
мощи восьми двоичных цифр – 11111111, что соответствует десятичному числу 255, мини-
мальное - ноль. Поэтому, значением байта может быть число от нуля до 255.
     Переменные хранятся в памяти. Так как переменные различных типов могут принимать
различные значения, то для их хранения нужен разный объем памяти. Память под перемен-
ные выделяется в байтах (целое число). Например, значением переменной типа CHAR может
быть любой из 256 символов. Поэтому для хранения переменной такого типа достаточно од-
ного байта. Значением переменной типа INTEGER может быть число от – 32768 до +32767
(65536 значений). Для хранения переменной этого типа требуется два байта. Очевидно, что
чем больше диапазон значений типа, тем больше байтов нужно для хранения переменной
типа, Объем памяти и диапазон значений для переменных различных типов приведены в
таблице 1.1.


                                                                              Таблица 1.1.

         Тип переменной       Занимаемая па-              Диапазон значений
                                мять, байт
      CHAR                      1               Любой символ
      STRING                    256             Строка до 256 символов
      STRING [N]                1xn             Строка до n символов
      BYTE                      1               0 ÷ 255
      WORD                      2               0 ÷ 65535
      INTEGER                   2               -32768 ÷ 32767
      LONGINT                   4               - 2147483648 ÷ 2147483647
      REAL                      6               2.9Е-39 ÷ 1.7Е38
      SINGLE                    4               1.5Е-45 ÷ 3.4Е38
      DOUBLE                    8               5.0Е-324 ÷ 1.7Е308
      EXTENDED                  8               3.4Е-4932 ÷ 1.1Е4932

     В программе для одного и того же значения можно использовать переменные разного
типа (при этом они будут занимать разный объем памяти). Например, если в программе ис-
пользуется переменная Day (число месяца), то для нее можно задать типы byte, integer или
longint. В первом случае будет занят один байт памяти, во втором – два. В третьем – четыре.
Однако реально будет использоваться только один байт, а остальные – просто заняты. По-
этому следует подбирать наиболее подходящий тип для каждой переменной. Особое внима-
ние нужно обращать на описание строковых переменных и массивов.
     Выделяя память для строковых переменных, помните, что если не указана предельная
длина строки, то переменной выделяется 256 байтов. При объявлении переменной, предна-
значенной, например, для хранения имени человека, следует писать name: string[30], а не
name: string.
     Каждому массиву программы выделяется память, объем которой определяется как ти-
пом элементов массива, так и их количеством. Например, для хранения двухмерного массива
вещественных чисел (например, 20х20) нужно более трех килобайт памяти (20х20х8=3200).




                                                                                          4