Составители:
Рубрика:
10
полноте - создавая эффект «объемности» смысла - непосредственно
переживаемой смысловой «глубины» осмысляемого предмета.
Потенциальность смысла, также, объясняет его внепространственную и
вневременную природу. Потенция, возможность - это не событие. К ней
неприложим вопрос: «где» и «когда». Потенция не имеет пространственной, а
также и временной локализации, поскольку она «еще не случалась», она
обладает лишь возможностью пространственной и временной локализации.
Отсутствие «событийности» и пространственной локализованности
потенций объясняет, также, целостный, неразложимый на какие-либо
дискретные единицы, характер переживания смысла. Поскольку здесь нет
пространства - то нет и отделимых друг от друга «единиц», каждая
«составляющая» смысла находится «в том же месте», где и все остальные
составляющие, точнее, вообще нигде не находится. Т.е. здесь выполняется
принцип «все во всем» - в каждой конкретной смысловое единице пребывает
вся система взаимосвязанных смыслов. (Заметим, что идея единства «Мира
смыслов», организованного по принципу «все во всем», была известна уже
неоплатоникам. Так у Плотина каждый единичный «эйдос» мирового Ума
целокупно содержит в себе весь этот мировой Ум, т.е. в каждой идее неявно
отражены все остальные идеи, в каждом понятии – отражен весь понятийный
строй мышления. Плотин писал: «В здешнем мире… каждая часть есть только
часть, там же (в мире идей – И.Е.) все отдельное истекает всегда из целого и
есть одновременно и часть, и целое; оно предносится как часть, но
обнаруживается как целое острому взору… там часть представляет целое, и все
близко друг другу и неотделимо одно от другого, и ничто не становится только
«иным», отчужденным от всего остального». [28. V. 8].
Смысл, таким образом, существует не в виде отдельных, дискретных,
отделимых друг от друга «смысловых единиц», а в виде единого, лишь
мысленно, условно разложимого на компоненты «смыслового поля», где
каждый осмысляемый объект приобретает смысл лишь в соотношении с этим
«смысловым полем» как целым.
Если смысл мы определяем как «потенциальное», то «актуальное» в
составе душевной жизни - это, очевидно, чувственность. Связь смысла и
чувственности в нашей душе - это связь потенциального и актуального,
возможного и действительного. Чувственный образ, с этой точки зрения, - есть
актуализированный смысл, т.е. смысл, соединенный с пространством, временем
и качественностью - которые в совокупности составляют форму актуального
бытия. Соответственно, смысл - это потенциальный чувственный образ.
Поскольку смысл всегда есть смысл какого-либо чувственного содержания, то
его можно также истолковать как онтологически наличную, непосредственно
переживаемую возможность перехода от одного чувственного содержания к
другому: от одного актуального образа - к другому, пока еще потенциальному.
Смысл и чувственный образ составляют неразрывное единство. Всякий
смысл - есть смысл определенного чувственного образа, есть совокупность
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »