Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

8
Часто непредставленность в наших субъективных переживаниях тех
информационных процессов, которые должны обеспечивать акт осмысления,
объясняют «бессознательным» характером этих процессов. «Бессознательное»,
при этом, понимается как нечто, находящееся за пределами переживаемого,
«данного», за пределами нашего «Я». Предполагается, что когда я пытаюсь
уяснить смысл какого-либо объекта, где-то в моем мозге с очень большой
скоростью просматривается вся информация, имеющая отношение к данному
объекту, и, далее, эта информация каким-то образом соотносится с данным
объектом. Субъективно же нами переживается лишь некоторый конечный
результат этого процесса.
Однако этот вывод равнозначен признанию иллюзорности переживания
смысла и противоречит данным самонаблюдения. Субъективно смысл во всем
своем объеме присутствует в нашей душе как нечто непосредственно наличное,
данное. В противном случае душа уподобилась бы «экрану», на который
неизвестные «мозговые механизмы» проецируют различные изображения,
тогда как смысл происходящего на экране действия остался бы совершенно
недоступен для психического субъекта (опыт которого ограничен лишь тем,
что происходит в пределах «экрана»).
Итак, противоречивая природа смысла заключается в том, что, с одной
стороны, осмысление требует соотнесение осмысляемого с прошлым опытом, с
«интегральной картиной мира», а с другой стороны, в явной, развернутой
форме такое соотнесение не осуществляется. Тем не менее, смысл в полном
объем присутствует в составе нашей душевной жизни, создавая «смысловую
глубину» чувственно воспринимаемого.
История науки показывает, что когда возникают такого рода парадоксы -
самое разумное и эффективное решение - отказаться от попыток разрешить
подобный парадокс в терминах устоявшихся представлений или здравого
смысла, а вместо этого - просто констатировать, что «таково объективное
положение дел», т.е. рассматривать данное парадоксальное свойство
реальности в качестве аксиомы. Именно таким образом, к примеру, была
создана теория относительности. И в рассматриваемом нами случае также
необходимо сказать себе: «да, смысл действительно есть нечто внутренне
противоречивое, он как бы одновременно существует и не существует,
присутствует и не присутствует в составе душевных явлений».
Можно сказать, что смысл обладает особой формой бытия, особым
бытийным модусом, отличным от модуса, в котором существует чувственное
содержание души. Наиболее подходящая характеристика бытийного модуса, в
котором пребывают смыслы, - это «потенциальность». Потенциальное бытие -
это нечто промежуточное между полноценным актуальным (действительным)
бытием и полным небытием. Это как бы небытие, содержащее в себе
возможность бытия, небытие, «засеянное семенами» бытия, которые при
определенных условиях могут «взойти», развернуться, перейти в полноценное
актуальное бытие.