Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
Смутность, неопределенность, слабая интенсивность переживания, а
также отсутствие отдельных модально-специфических чувственных качеств -
это те свойства представлений, которые отличают их от сенсорных образов.
Волевые акты, аффекты и смыслы - составляют внечувственное
(сверхчувственное, идеальное) содержание души. Они лишены, по крайней
мере, пространственной локализации и качественной определенности. Смысл
«теплого» не является теплым, а смысл «зеленого» - зеленым. Абсурдно
говорить, что смысл слова или мое желание находятся слева или справа от
меня, вверху или внизу, или что они имеют какую-либо геометрическую форму
или размеры. Волевые акты и эмоции, однако, локализованы во времени, чего,
как мы увидим далее, нельзя сказать о «чистых смыслах». Поэтому необходимо
рассмотреть смыслы и аффективно-волевые явления отдельно друг от друга.
Смыслы, как уже говорилось, лишены качественной определенности и
пространственных свойств и, таким образом, никак чувственно не
переживаются - ведь почувствовать что-то - это и значит определить «что»
(какого качества) и «где» присутствует. Но, тем не менее, смысл
непосредственно присутствует в составе душевных явлений как нечто
непосредственно данное, наличное противном случае мы ничего бы не
понимали). Хотя наличие смысла в душе как бы не замечается нами, тем не
менее, ситуации «потери смысла» или «возникновения смысла» - четко
фиксируются, обнаруживая тем самым непосредственное присутствие смысла
как постоянного сверхчувственного «фона», на котором разворачиваются
потоки чувственных переживаний.
«Незримость», неощутимость смысла, казалось бы, вступает в очевидное
противоречие с тем фактом, что мы обладаем способностью сообщать,
раскрывать смысл того или иного чувственно воспринимаемого предмета,
образа, слова, текста и т.п. Мы способны актуализировать, развертывать смысл
- в виде, например, серии представлений, поясняющих слов или предложений.
Однако ясно, что смысл как таковой ак он непосредственно переживается) и
его возможные «развертки» - это далеко не одно и то же.
Во-первых, переживание смысла, например, того или иного слова, вовсе
не требует какой-либо явной развертки данного смысла. Мы, как правило,
переживаем смысл слова или события прямо и непосредственно без всяких его
пояснений или чувственных иллюстраций.
Во-вторых, нет оснований думать, что та или иная явная развертка
смысла дает нам его полное раскрытие. Допустим, меня просят пояснить смысл
слова «собака». Я говорю: «собака - это млекопитающее, хищник, она лает,
имеет хвост, собака - друг человека и т.д.». Означает ли это, что я раскрыл
смысл слова «собака»? Очевидно, что нет. Ведь необходимо еще понять, какой
смысл имеет то, что я сказал, например, понять что такое «млекопитающее»,
«хищник», «хвост» и т.д. Слова, с помощью которых мы пытаемся раскрыть
смысл, - также обладаю смыслом, который также требует раскрытия. Но
раскрыть смысл этих слов можно только произнеся какие-то другие слова,