Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

5
скажем, число 10, но, вместе с тем, мы и не видим в этой таблице «пустого
места» вместо этой цифры, т.е. цифра, все-таки, видимо, нами переживается, но
при этом рефлексивно нам она недоступна). Кроме того, как мы увидим далее,
в составе сферы субъективного присутствует «сверхчувственное» содержание,
которое само по себе, как таковое, не является непосредственным предметом
рефлексии.
Сказанное объясняет, почему мы будем говорить преимущественно о
душе, а не о сознании, хотя термин «сознание» также «феноменальное
сознание», «сфера субъективного», «субъективная реальность») также будет
использоваться как синоним «души» - в тех случаях, когда нет необходимости
учитывать рефлексивную способность. Сознание - это, по сути, лишь
специфическая форма организации душевных явлений, тесно связанная с
рефлексивной способностью. Эта сфера выделяется по своим функциональным,
а не по онтологическим свойствам, т.е. деление на «осознаваемое» и
«неосознаваемое» не является разделением «по форме бытия», но является
лишь делением «по форме функционирования» одной и той же онтологической
сущности.
Традиционно выделяют три основных сферы душевных явлений,
которые, с нашей точки зрения, обладают различными онтологическими
свойствами. Это сфера чувственных переживаний, аффективно-волевая сфера и
сфера интеллекта, которую можно также рассматривать как сферу «чистых
смыслов».
К чувственным явлениям относят: ощущения, чувственные (сенсорные)
образы (образы восприятия), а также представления - образы воспоминаний и
образы воображения (фантазии). Основные свойства ощущений и сенсорных
образов - это качественная определенность, специфичная для каждой сенсорной
модальности (для каждой модальности характерен набор специфических
чувственный качеств, т.н. «квалий» - таких, как цвет, вкус, запах, тепло, холод
и т.п.), а также наличие более-менее определенной пространственной и
временной локализации (имеется в виду локализация в «чувственном»,
субъективно переживаемом пространстве и времени). Временная локализация
чувственных феноменов позволяет помыслить чувственную сферу души как
«поток событий» - поток сменяющих друг друга комплексов модально
специфических чувственных переживаний.
Представления (воспоминания, фантазии) также обладают временной
локализацией, но их пространственная локализация, а также качественные
свойства - могут быть весьма неопределенными, объективно смутными или
даже частично отсутствовать случае так называемых «абстрактных
представлений»). Так, например, мы вполне можем вообразить движение, не
воображая при этом сам движущийся предмет, представить форму - не
представляя цвета, или цвет - лишенный всякой формы и т.п.