Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

4
«телесной машины»: в человеке нет ничего, что невозможно было бы
объяснить с позиций физики, химии и биологии.
Концепция «нематериальной души» утверждает прямо
противоположное: человек помимо физического тела обладает некой
нефизической, экстрасоматической составляющей и его психику, как с
функциональной, так и в особенности с феноменальной точки зрения (как
субъективный внутренний мир) невозможно исчерпывающим образом
объяснить исходя из знания физических, химических или физиологических
процессов в его теле и мозге. Основные подходы к обоснованию данной идеи с
позиции философии и науки мы и рассмотрим в первой части данного курса
лекций. Второй раздел будет посвящен проблеме философского обоснования
идеи бессмертия души. В третьей части мы рассмотрим вопрос об
укорененности души в надындивидуальной духовной реальности Абсолюте.
В следующем разделе мы рассмотрим феноменальное строение
человеческой души, т.е. строение человеческой души, как оно дано нам прямо
без всякого опосредования в акте самонаблюдения.
1. Реальность существования души
1.1 Феноменология душевной жизни
Предварительно проведем некоторые терминологические разграничения.
Термин «душа» мы будем использовать как обозначение тотальной
совокупности любых субъективных явлений, т.е. всего того, что
непосредственно, без всякого вывода, «дано» познающему субъекту,
переживается им в той или иной форме (как чувственной, так и
внечувственной). Достаточно часто в сходном смысле употребляется и термин
«сознание» (или, точнее «феноменальное сознание» [34]). Однако наличие
сознания, как нам представляется, предполагает не просто данность того или
иного феноменального содержания, но и, по крайней мере, возможность
рефлексивного самоотчета о наличии переживаемости данного содержания.
Осознаем - в подлинном смысле этого слова - мы только то, о чем способны
дать отчет себе или окружающим. Однако, существует, вне всякого сомнения, и
«внерефлексивное» содержание нашего феноменального внутреннего мира - то,
что обычно обозначают как «неосознаваемое» или «бессознательное».
Например, в составе наших чувственных переживаний имеет место разделение
на «фигуру» и «фон» - то, что лежит в фокусе внимания и то, что находится за
пределами этого фокуса, но, тем не менее, присутствует в душе как некоторое
вполне определенное чувственное переживание. Хотя элементы фона
непосредственно не осознаются (не рефлексируются), но, тем не менее, они
присутствуют в составе «непосредственно данного». (Например, созерцая
большую сложную таблицу, мы можем не осознавать, что в ней содержится,