Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
В данной книге мы рассмотрим, преимущественно с философской
точки зрения, основные положения религиозной антропологии: учение о
существовании нематериальной души, идею бессмертия души и концепцию
укорененности человеческого «Я» в Боге (Абсолюте). Мы рассмотрим эти
идеи, прежде всего, с позиции их философской и научной состоятельности, при
этом, мало обращаясь собственно к религиоведческому материалу. Учения
различных религиозных конфессий о человеке достаточно изучены и имеются
учебники, систематически излагающие данные концепции (см., например, [1]).
Вопрос же об актуальности, научной и философской обоснованности
основополагающий положений этих учений в контексте современной науки и
философии - мало изучен. Этим объясняется актуальность темы нашего
лекционного курса.
Мы не будем в данном исследовании придерживаться каких-либо
конфессиональных рамок. В этом нет необходимости, поскольку
рассматриваемые нами вопросы: о существовании нематериальной души, ее
бессмертии и связи с Божественным первоначалом весьма сходным образом
(если опустить некоторые второстепенные детали) трактуется в различных
религиозно-философских учениях. В качестве примера можно указать на
христианскую религиозную антропологию, неоплатонизм, исламскую
философию, еврейскую религиозную философию, учение Упанишад везде мы
видим идею существования нематериальной бессмертной души (человеческого
«Я»), связанной глубинным образом с Абсолютом (вплоть до полного
отождествления индивидуального «Я» с Абсолютом (Брахманом) в
Упанишадах). Таким образом, существует общая для целого ряда религий
концепция человека как духовно-материального существа, несводимого лишь к
его материально-телесной составляющей и укорененного в Абсолютной
реальности.
Эта религиозная концепция человека противопоставляется
натуралистическому пониманию человека как чисто телесного, материального
существа: своего рода «мясного робота», в голове которого находится «мясной
компьютер» (термин М. Минского) - мозг. Натурализм исходит из положения,
что реальность ытие) фундаментально совпадает с физической реальностью, а
субъективное («идеальное», феноменальное сознание) либо вообще не
существует (элиминитивизм), либо есть некий аспект («функциональный» или
«внутренний») физической реальности. В любом случае полагается, что для
того, чтобы понять, что такое человек, достаточно разобраться в устройстве его