Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

7
которые также имеют смысл, и, значит, тоже требуют «раскрытия» и так далее
до бесконечности.
Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны ясно, что сущность
смысла заключается в некотором непосредственном соотнесении осмысляемого
с чем-то находящимся за пределами непосредственно чувственно
переживаемого, соотнесении его с «прошлым опытом», со всем имеющимся у
нас в наличии знанием. Если такого знания нет или соотнесение осмысляемого
предмета с этим знанием не возможно - то никакого смысла не возникает
(возникает ситуация «нонсенса», отсутствие понимания).
С другой стороны, мы видим, что знание не есть что-то такое, что можно
разбить на какие-то куски или порции. Любой элемент знания является
осмысленным лишь постольку, поскольку он связан со всеми другими
элементами знания, составляет с ними единое целое. Чтобы знать, например,
что такое «интеграл», необходимо знать, что такое «дифференциал», что такое
число, знать элементарные арифметические операции и т.д. Следовательно,
осмысление какого-либо чувственного элемента нашего сознания с
необходимостью требует задействовать сразу все наличное знание об
окружающем нас мире и о себе самом. «Объективный» смысл той или иной
вещи - это то «место», которую данная вещь занимает в системе мироздания.
«Субъективный» смысл не может быть ничем иным, как отображением
«объективного» смысла - т.е. переживанием соотнесенности образа данной
вещи с единой интегральной субъективной «моделью мироздания».
Ясно, что в явной форме («актуально») осуществить соотнесение
осмысляемого предмета с интегральной внутренней «моделью мироздания»,
т.е. фактически со всем содержимым памяти субъекта, - не представляется
возможным. Да и интроспекция указывает нам на отсутствие явного
соотнесения осмысляемого предмета с информацией, хранящейся в
«информационных файлах» нашей души. То, что мы испытываем в момент
«постижения смысла», отнюдь не напоминает процедуру последовательного
или одновременного просмотра записей, фиксированных в нашей памяти, и
сопоставление их с той чувственной единицей, смысл которой постигается
нами в данный момент времени.
Хотя постижение смысла (уразумение) занимает некоторое конечное
время, это время не заполнено какими-то последовательными, отделимыми
друг от друга операциями с информационными единицами, не может быть
разбито на отдельные этапы постижения. Смысл присутствует в нашей душе
как целостная, неразложимая единица и, как правило, лишен какого-либо
явного, переживаемого нами становления. Воспринимая окружающий мир, мы
сразу оказываемся в какой-то определенной смысловой ситуации. Смысл
ситуации даже, как правило, нами в той или иной мере предвосхищается,
предшествует чувственному восприятию вещей и сам определяет характер
наших последующих восприятий (т.н. феномен «апперцепции»).