Человек и Абсолют. Философское введение в религиозную антропологию. Иванов Е.М. - 115 стр.

UptoLike

Составители: 

115
известных нам законов физики, химии и т. д. Непосредственно во мне это
«абсолютное» начало должно проявляться как некая «надприродная»,
«сверхфизическая» сила, способная изменять само устройство моего мозга (по
крайней мере, в небольших пределах) или изменять его функциональную
организацию (внося прямой вклад в осуществление психических функций).
Здесь имеются в виду только те изменения структуры и функциональной
организации, которые невозможно истолковать натуралистически, т. е. исходя
из самой конструкции мозга или даже исходя из известных нам законов физики.
Внешне это должно выглядеть как действие в моем мозге некой
сторонней «силы», которая совместно с веществом мозга участвует в
осуществлении психических функций. Таким образом, здесь мы уже от
психофизического параллелизма переходим к «дуализму» теории
психофизического взаимодействия (т. н. «интеракционизм»). Точнее говоря,
оба эти принципа: «параллелизм» и «интеракционизм» должны совместно
использоваться для объяснения отношения между материей и сознанием.
Интеракционизм необходим для объяснения всех тех аспектов сознания,
которые не могут быть объяснены естественным (натуралистическим) образом,
т.е. противоречат современным представлениям об устройстве физической
реальности. К ним мы ранее отнесли: качественность (существование модально
специфических ощущений), целесообразность (или наличие творчества) и
индивидуальность.
В качестве гипотезы можно предположить, что все эти три
«сверхфизические» аспекта сознания связаны с процессами редукции волновой
функции (которые необъяснимы в рамках существующей квантовой теории и
просто постулируются для того, чтобы связать теорию с реальным положением
дел). В частности, невозможность математического (шредингеровского)
описания процесса редукции возможно, отчасти является следствием того,
что здесь как раз и проявляются качественные свойства физических объектов,
которые, очевидно, исключают чисто количественный, математический подход
к описанию данного процесса. Редукция, также, есть спонтанный,
недетерминированный жестко процесс поэтому только здесь, по сути, и
может проявляться уникальность, свойственная человеческой
индивидуальности. Индивидуальность же тесно связана с творчеством и,
следовательно, также может быть связана с редукцией вектора состояния.
Таким образом, эти «сверхфизические» аспекты сознания, оказываются тесно
взаимосвязанными и, вероятно, имеют один и тот же физический коррелят.
Саму же редукцию состояния, как мы видели (п.1.3) можно также истолковать
как результат селективного восприятия сознанием многоальтернативной
квантовой реальности.
Тот аспект Абсолюта, который проявляется в моем сознании,
эксклюзивно связан с моим организмом может быть обозначен термином
«дух», поскольку, во-первых, он является как бы посредником между
эмпирическим «Я» и «Я» Абсолютным, во-вторых, именно он является