История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди. Иванов Е.П. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

13
демократии. Авторы согласны с А.А. Горским, что дружина - это уже
отрицание родового деления общества, поскольку избирается и стро-
ится по принципу личной верности, а не по родовому принципу и
оторвана от общинной структуры общества как социально, так и тер-
риториально. Русский вассалитет обладал наиболее существенными
своими чертами: иерархичностью и гарантиями прав
и привилегий
господствующего класса. Ю.М. Эскин считает, что для русского типа
вассалитета характерна значительная степень коллективности: не
только «статус», но и отношения господства-подчинения шли в зна-
чительной степени и через корпоративную группу.
По мнению В.Б. Кобрина и А.Л. Юрганова, возможности аль-
тернативного развития сохранились до начала XIII века. Установление
татарского
ига сказалось губительным для вассалитета, поскольку
положение русских князей под властью Орды по форме зависимос-
ти напоминало подданство. В ходе ордынского нашествия погибла и
основная масса дружинников. Некоторое время вассальные отноше-
ния сохранялись внутри княжеского дома и регулировались докон-
чальными грамотами.
На характер отношений между государством и подданны-
ми, по мнению
исследователей, повлияло пополнение государе-
ва двора за счет выходцев из феодальных систем «азиатского
гнета» («царевичей» и «князей», мурз) - носителей министери-
альной, и в весьма грубой форме, традиции и психологии. Это
«пополнение» постоянно «понижало» и общий культурный уро-
вень «иммунитетного самосознания» русского служилого сосло-
вия. Справедливо отмечая, что процесс централизации русского
государства был
сложным и длительным, А.Л. Юрганов счита-
ет, что централизация на Руси консервировала сугубо феодаль-
ный тип отношений внутри общества, не давая простора незави-
симости и свободе. В России это привело к установлению под-
данства в рабской форме, что в условиях отсутствия оппозиции
позволило развиваться деспотизму, надолго сковавшему русское об-
щество
. При этом следует отметить, что поиск истоков русского дес-
потизма все более удревняется. Если в статье «Иван Грозный: Из-
бранная рада или опричнина:?» В.Б. Кобрин относит его ко времени
на несколько десятилетий старше опричнины (ко времени Ивана III
демократии. Авторы согласны с А.А. Горским, что дружина - это уже
отрицание родового деления общества, поскольку избирается и стро-
ится по принципу личной верности, а не по родовому принципу и
оторвана от общинной структуры общества как социально, так и тер-
риториально. Русский вассалитет обладал наиболее существенными
своими чертами: иерархичностью и гарантиями прав и привилегий
господствующего класса. Ю.М. Эскин считает, что для русского типа
вассалитета характерна значительная степень коллективности: не
только «статус», но и отношения господства-подчинения шли в зна-
чительной степени и через корпоративную группу.
     По мнению В.Б. Кобрина и А.Л. Юрганова, возможности аль-
тернативного развития сохранились до начала XIII века. Установление
татарского ига сказалось губительным для вассалитета, поскольку
положение русских князей под властью Орды по форме зависимос-
ти напоминало подданство. В ходе ордынского нашествия погибла и
основная масса дружинников. Некоторое время вассальные отноше-
ния сохранялись внутри княжеского дома и регулировались докон-
чальными грамотами.
     На характер отношений между государством и подданны-
ми, по мнению исследователей, повлияло пополнение государе-
ва двора за счет выходцев из феодальных систем «азиатского
гнета» («царевичей» и «князей», мурз) - носителей министери-
альной, и в весьма грубой форме, традиции и психологии. Это
«пополнение» постоянно «понижало» и общий культурный уро-
вень «иммунитетного самосознания» русского служилого сосло-
вия. Справедливо отмечая, что процесс централизации русского
государства был сложным и длительным, А.Л. Юрганов счита-
ет, что централизация на Руси консервировала сугубо феодаль-
ный тип отношений внутри общества, не давая простора незави-
симости и свободе. В России это привело к установлению под-
данства в рабской форме, что в условиях отсутствия оппозиции
позволило развиваться деспотизму, надолго сковавшему русское об-
щество. При этом следует отметить, что поиск истоков русского дес-
потизма все более удревняется. Если в статье «Иван Грозный: Из-
бранная рада или опричнина:?» В.Б. Кобрин относит его ко времени
на несколько десятилетий старше опричнины (ко времени Ивана III

                                                                13