История Отечества: Проблемы. Взгляды. Люди. Иванов Е.П. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
и Василия III), то в совместной статье с Юргановым время, когда
закладываются эти основы, датируется началом XIII в.
Наряду с историками, сосредоточившими основное внима-
ние на изучении истоков деспотизма, ряд исследователей продол-
жал традицию, заложенную Н.И. Костомаровым, Ф.И. Леонтови-
чем и другими в изучении различных форм русского народного
средневекового демократизма. Предпринимаются также
попытки
проследить соотношение самодержавных и демократичных начал на
разных этапах российской истории.
В связи с определением формы политической власти на Руси,
характера русского феодализма исследуется ныне и проблема мес-
тничества, которая рассматривается как специфически русская
форма служебно-вассального регламентирования. При этом
обращается внимание на первоначально исключительно служи-
лый характер этого института, и
добавления к нему «родослов-
ного» принципа в период расцвета института.
Утверждение местнических норм совпадает с завершением
процесса создания единого государства, изменение местничес-
ких норм - с процессом перераспределения феодальной собствен-
ности, усиления зависимости последней от служебного положе-
ния феодала, возрастанием роли самодержца и бюрократичес-
кого начала.
Внимание исследователей и читателей в настоящее
время
привлечено и к проблеме альтернативности исторического раз-
вития, хотя поставлена она не сегодня. Так применительно к XVI
в. этот вопрос был поставлен в конце 60 - начале 70-х годов Н.Е.
Носовым.
Ряд авторов полагает, что возможности альтернативного
развития существовали и в XIV-XV вв. В этой связи вновь привле-
чено внимание к истории Великого княжества
Литовского, 9/10
территории которого были населены предками нынешних украин-
цев, белорусов и русских, а сами литовцы являлись «национальным
меньшинством», хотя и привилегированным. Это обстоятельство
привело к тому, что, по выводам И.Б. Грекова, Великое княжество
Владимирское и Великое княжество Литовское (до момента офици-
ального крещения литовцев по католическому обряду) фактически
и Василия III), то в совместной статье с Юргановым время, когда
закладываются эти основы, датируется началом XIII в.
     Наряду с историками, сосредоточившими основное внима-
ние на изучении истоков деспотизма, ряд исследователей продол-
жал традицию, заложенную Н.И. Костомаровым, Ф.И. Леонтови-
чем и другими в изучении различных форм русского народного
средневекового демократизма. Предпринимаются также попытки
проследить соотношение самодержавных и демократичных начал на
разных этапах российской истории.
     В связи с определением формы политической власти на Руси,
характера русского феодализма исследуется ныне и проблема мес-
тничества, которая рассматривается как специфически русская
форма служебно-вассального регламентирования. При этом
обращается внимание на первоначально исключительно служи-
лый характер этого института, и добавления к нему «родослов-
ного» принципа в период расцвета института.
     Утверждение местнических норм совпадает с завершением
процесса создания единого государства, изменение местничес-
ких норм - с процессом перераспределения феодальной собствен-
ности, усиления зависимости последней от служебного положе-
ния феодала, возрастанием роли самодержца и бюрократичес-
кого начала.
     Внимание исследователей и читателей в настоящее время
привлечено и к проблеме альтернативности исторического раз-
вития, хотя поставлена она не сегодня. Так применительно к XVI
в. этот вопрос был поставлен в конце 60 - начале 70-х годов Н.Е.
Носовым.
     Ряд авторов полагает, что возможности альтернативного
развития существовали и в XIV-XV вв. В этой связи вновь привле-
чено внимание к истории Великого княжества Литовского, 9/10
территории которого были населены предками нынешних украин-
цев, белорусов и русских, а сами литовцы являлись «национальным
меньшинством», хотя и привилегированным. Это обстоятельство
привело к тому, что, по выводам И.Б. Грекова, Великое княжество
Владимирское и Великое княжество Литовское (до момента офици-
ального крещения литовцев по католическому обряду) фактически

                                                             14