Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

21
В философии истории на сегодняшний день типы исторического созна-
ния принято различать в зависимости от различных ответов на вопросы:
1. Чем вызваны исторические изменения? (Кто или что "делает" исто-
рию?)
2. Каковы смысл и направленность исторического процесса?
3. Является ли историческое развитие человечества единым,
взаимосвязанным процессом или же в развитии отдельных народов и
цивилизаций доминируют индивидуальные и самобытные сущности и
черты?
4. Каковы характер и траектория исторических изменений (про-
грессивное развитие; цикличность круговорот; регресс)?
По данным критериям, правда, весьма условно, выделяются следующие
типы исторического сознания: религиозное (теологическое),
позитивистское, материалистически-прогрессистское и пессимистическое.
Религиозный (теологический) тип исторического сознания рассмотрим
на примере наиболее актуального для нас христианского мировоззрения.
Не углубляясь в обстоятельное изложение концепции христианства,
остановимся лишь на тех ее аспектах, которые непосредственно связаны с
представлениями об истории человечества. Как же отвечает христианство
на поставленные выше критериальные вопросы?
1. Творцом и управителем исторического развития является Бог.
История воспринимается как нечто творимое, созидаемое и обновляемое
сверхчувственным божественным абсолютом. Так, в Библии Нового
Завета (Гл. 1. БЫТИЕ) говорится: "И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил
их...".
По мнению религиозных мыслителей, сфера религии имеет универсаль-
ное и неоспоримое значение перед всеми остальными как сила, задающая
начало всему бытию людей. В последней инстанции, писал в начале XX
века Е.Н. Трубецкой, ход истории определяется не экономическими
причинами, а "той горней сферой должного, тем царством целей, которое,
возвышаясь над человеком, дает направление его сознанию и
деятельности" (Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.1.СПб.,
1995. С.68-69).
2. С точки зрения христианства, история имеет вполне определенный
смысл и назначение. Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал
в связи с этим: "История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец
истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с
кладбища мировой истории и постигнут всем существом своим, почему
они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности,
если хронологический ряд истории вытянется в одну линию и для всего
найдется окончательное место...". Таким образом, религия задает смысл