ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
23
них самих, сколько в их полезности для решения актуальных проблем
человека и человечества. На этой основе формируются ответы на
перечисленные четыре вопроса.
1. Коль скоро мы не имеем эмпирически достоверной информации обо
всем историческом процессе (т.е. мы не знаем точно, как возникли человек
и человечество, к какому финалу в конечном итоге придет история), все
наши рассуждения о том, что или кто "делает" историю, являются лишь
умозрительными, произвольными догадками, достоверность которых
доказать невозможно.
2. Столь же пессимистичен позитивистский тип исторического
сознания и в отношении поиска смысла истории. И здесь опять-таки
человек, ограниченный лишь локальным контекстом доступной ему
исторической данности, не в состоянии определить смысл и назначение
истории в целом. Поэтому для каждой эпохи, для каждого поколения
история имеет свой уникальный, а не всеобщий смысл. Один из наиболее
авторитетных выразителей позитивистского воззрения на историю Р. Арон
полагает, что нельзя искать смысл истории в некоторой конечности
исторической цели. Он критикует тех ученых, которые строят планы
будущих мировых цивилизаций. Эти философы в своих планах исходят из
строгой детерминированности исторических событий. Но в реальности,
отмечает он, в обществе отсутствует жесткая необходимость появления
или смены определенных событий. Поэтому невозможно заранее
построить теорию истории, смысл истории необходимо связывать с
человеком, решающим в соответствии со своим разумом и конкретными
обстоятельствами задачи, поставленные перед ним текущей жизнью
(Поппер К.Р. Нищета историзма. М. 1993).
3. Отсюда же представления о характере, "траектории"
исторического развития являются относительными, ибо в известной нам
исторической реальности мы можем наблюдать как прогрессивные
изменения, явления круговорота и повторяемости, так и попятные,
регрессивные изменения. Действительно, как показывает историческая
практика, человечеству постоянно приходится "расплачиваться" за любые
прогрессивные достижения. Вспомним хотя бы связанную с данным
выводом глобальную проблематику современности, которая поставила
мировое сообщество на грань полного физического самоуничтожения.
4. Оригинален ответ позитивизма и на вопрос о целостности историче-
ского развития. По мнению позитивистов, единство истории можно
обнаружить не столько в хронологическом, сколько в горизонтальном
аспекте. Иными словами, история едина лишь в рамках определенных эпох,
имеющих свой единый смысл. И, наоборот, различные исторические эпохи
дифференцированы, ибо не столько повторяют, сколько отрицают сущностные
элементы предшествующего развития. Поэтому история, состоящая из эпох и
периодов, отрицающих друг друга, не является целостной и единой.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- …
- следующая ›
- последняя »