ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
24
Своеобразной антитезой позитиву выступает материалистически-про-
грессистский тип исторического сознания. Одним из его характерных
выразителей является марксизм.
1. С его точки зрения, истинным творцом истории выступают народные
массы. По словам К. Маркса, история есть история преследующего свои
цели человека. Главным императивом исторического развития выступают
постоянно возрастающие потребности человека, которые он удовлетворяет
на основе совершенствования способов воспроизводства своего
существования, т.е. средств производства и производственных отношений.
2. Смысл истории, по марксизму, выражается в сознательном движении
человечества к воплощению коммунистического идеала, отрицающего не-
свободу и отчуждение человека. Эта цель достигается путем познавания и
использования объективных законов истории, т.е. исторической
необходимости.
3. С точки зрения марксизма, история – единый и целостный процесс,
т.к. все народы так или иначе проходят одинаковые этапы в своей
эволюции (общественно-экономические формации), а также находятся
под влиянием универсальных естественно-исторических законов, всех их
ждет единое коммунистическое будущее.
4. Историческое развитие имеет спиралевидный прогрессивный харак-
тер. Каждая общественно-экономическая формация, повторяя некоторые
черты прошлых общественных отношений, в то же время выводит
общество на более высокий уровень свободы по векторам отношений
"человек - природа", "человек - общество", "человек - человек".
И, наконец, краткая характеристика иррационально-пессимистического
типа исторического сознания.
1. С его позиций, существование человека и человечества определяется
игрой непостигаемого разумом фатума – судьбы. Изначально людям не
дано определить то, что определяет их судьбу. Подобная позиция
обосновывается таким философским течением, как экзистенциализм.
2. Понять смысл истории и ее направленность также невозможно, как и
понять смысл жизни отдельного человека. Единственно, что нам
доподлинно известно, так это то, что с момента рождения мы начинаем
двигаться к неминуемой смерти. Поэтому "жизнь и история абсурдны
в самом своем основании". "Человек рождается, чтобы умереть" – вот
первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время
единственно надежная ее достоверность с точки зрения самой
объективной и строгой науки.
3. Поэтому о единстве истории можно говорить лишь в смысле ее все-
общей абсурдности. Трагизм и безысходность – вот что объединяет
человечество.
4. Говорить о каком-либо прогрессе в истории человечества также бес
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- …
- следующая ›
- последняя »