Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

25
смысленно, ибо при внимательном рассмотрении исторической
реальности нетрудно прийти к выводу, что в конечном итоге
соотношение "добра" и "зла" не меняется (Трубников Н.Н. Проспект
книги о смысле жизни //Квинтэссенция: Филос. альманах. М.1990. С. 371-
414; Философия истории: Антология. М. 1994. С. 131-144, 158-187).
Итак, мы видим, что даже этот краткий обзор показывает широчайшее
многообразие и противоречивость типов исторического сознания.
Подумайте в связи с этим над проблемой: какое влияние на развитие
общества оказывает каждый из перечисленных типов исторического
сознания? Какой тип исторического сознания, по вашему мнению,
доминирует в современном российском обществе?
1. 5. История как наука. Особенности научного (теоретического)
уровня исторического познания и сознания
То, что получение достоверного знания о прошлом является сложной
задачей, уже очевидно из характеристики идеологизированного уровня
исторического сознания. Однако это далеко не единственное препятствие
на пути к исторической истине. Что же
еще мешает нам постигать
прошлое? По каким причинам наши субъективные исторические
представления часто искажают прошлую социальную реальность?
Ответив на эти вопросы, мы сможем понять: что такое историческая наука
и каким образом она пытается решить данную проблему.
Первой объективной трудностью исторического познания выступает
принципиальная невозможность полной реконструкции
(воспроизведения) в нашем
сознании всего содержания исторического
процесса. Иначе говоря, в распоряжении историка находится информация,
которая лишь частично представляет прошлое.
Это связано, во-первых, с тем, что основная часть человеческой истории
(по оценкам ученых, человечество существует от 200 тыс. до 4 миллионов
лет) не оставила нам сколько-нибудь ясных и полных свидетельств об
эволюции
человечества. Письменные источники, на которых во многом и
основывается историческая наука, появились около 4 тыс. лет назад, да и
то лишь в локальных зонах древних цивилизаций, которые отнюдь не
представляли человечество в целом. Таким образом, чем дальше в глубь
веков, тем меньшее количество достоверных источников. К примеру, не
известно ни одной подлинной
русской рукописи, датируемой ранее IX
века. Вторая половина этого века нашей истории оставила всего 7
подлинных рукописей, XII век – 8, XIII век – 20 рукописей.
Во-вторых, реальный исторический процесс на любом своем этапе
состоит из огромного количества событий и действующих лиц. Поэтому
всю информацию об историческом процессе мы не в состоянии